Куба любит веселиться
От кубинцев, говорят, подарков не жди. Небольшие зарплаты, часть населения продолжает получать пособия по карточкам.
Туристы для них богачи, раз могут позволить себе оплатить перелет на остров. Тем ценнее банкноты с изображением национальных героев — Че Гевары и Фиделя Кастро, которые вручил мне кубинец в качестве сувенира.
— Команданте не хотел, чтобы в его честь называли улицы, печатали деньги с его портретом, — рассказывал Рамон, который согласился составить нам компанию во время прогулки по городу. Он, как и многие из местных, неплохо говорит по-русски — освоил язык еще во время учебы и работы в школе в Туле. — Но в конце концов согласился на такой вариант своего изображения на деньгах, правда, только на песо (один из двух видов кубинской валюты, находящихся в официальном обращении республики. Состоит из 100 сентаво. — «ВМ»).
Парадоксально, что площадь Фиделя Кастро спустя несколько месяцев после его смерти появилась в Москве — на пересечении Новопесчаной и 2-й Песчаной улиц, а вот в Гаване такой не найти.
Разглядываю купюры. На банкноте в один песо — портрет Хосе Марти, лидера освободительного движения Кубы от Испании. С другой стороны — Фидель Кастро на танке среди толпы людей въезжает в Гавану в 1959-м. Кубинский песо — валюта, недоступная для туристов. Для иностранцев здесь другие деньги — конвертируемые песо, или, сокращенно, «куки», по стоимости равные доллару. Во всех банках и пунктах обмена меняют исключительно на них. Существует даже негласный закон: ни под каким предлогом не принимать оплату от туристов в песо. И не зря. Ведь тот же самый товар для кубинца будет стоить в разы дешевле.
За рулем автоклассики
На службе в кубинском такси современные иномарки встречались нам редко. В основном это автомобили 50-х и даже 30-х годов прошлого столетия, американская классика.
Натертые до блеска к абриолеты, шевроле, бьюики, доджи — первое, на что обращаешь внимание. Для поездки в столицу мы выбрали красный форд 1952 года, как ни странно, с кондиционером. И как потом выяснилось, это не единственная модернизация машины.
— От форда 1952 года остался только кузов, — поясняет водитель.
На ходу машина почти 60 лет, поэтому и двигатель под капотом уже японский, и для кондиционера нашлось место на передней панели. Иномарки, по его словам, сложные в обслуживании. Вот и приходится механикам придумывать. Ведь найти детали для ремонта практически невозможно: ввоз иностранных машин прекратился в 1959 году.
Впрочем, американские машины не единственный транспорт, распространенный на Кубе. Остров стал музеем еще и для советских машин. Когда установили эмбарго на поставку товаров в страну, технику и автомобили экспортировали только из СССР и других социалистических стран. А своего собственного автопрома на Кубе так и не появилось. Пока туристы разъезжают по городу на ретро, местные сидят за рулем жигулей, москвичей, «волжанок».
— Советские машины надежные, да и простые в ремонте. Здесь стукнул, там стукнул, и готово, — смеется Рамон.
Машин из Советского Союза было немало и в коллекции Фиделя Кастро. В основном — подарки лидеров советской страны. Сейчас же на Кубе запрет на покупку и продажу автомобилей отменен. Поэтому иномарки начинают постепенно пополнять автопарк страны.
— Куба постепенно подстраивается под туристов, — говорит Рамон. — Вот уже и первые лайнеры пришвартовываются в Гаване, скоро и на Варадеро сделают для них порт. Но ретромашины не исчезнут, это точно.
Viva, Cuba! Viva la Revolucion!
Большое впечатление произвела столица республики. Гавана не просто построена на контрастах. Здесь каждый закоулок хранит свою историю. Колониальная часть города чем-то напоминает Европу: узкие пешеходные улочки, красивые дома, соборы, бывшие храмы, замок. Присутствуют разные архитектурные стили, в том числе из советского периода. Но, добравшись до нулевой отметки километра, мы видим Капитолий, практически копию Белого дома в Вашингтоне.
— Это, конечно, не точная его копия, — тут же поясняет гид. — Отличия есть в размере здания и во внутреннем оформлении.
До 1959-го здесь размещалось правительство республики. Сейчас в нем Конгресс-центр. На вопрос, почему был выбран такой проект, гид пояснил: «Кто был хозяин, так и строили».
Если заглянуть в историю, за свою независимость республика боролась неоднократно. Сначала от Испании, чьей колонией Куба была на протяжении почти 400 лет. Потребовались три войны, чтобы добиться независимости. Последний военный конфликт с Испанией решился в 1898 году не без вмешательства США, что затем повлекло экономическую зависимость страны от Америки.
После разгрома испанцев США выступили защитниками Кубы и выдвинули свои требования. Например, международный документ (поправка Платта) закрепил за американским бизнесом собственность, приобретенную в годы военной оккупации. Тогда из-за капитала Соединенных Штатов Кубу начали называть «американской сахарницей». Спустя полвека началась новая волна недовольства, направленная теперь на проамериканскую политику.
И 1 января 1959 года повстанцы во главе с Фиделем Кастро свергли власть тоталитарного проамериканского режима Фульхенсио Батисты. С тех пор неофициальным, но известным всему миру названием Кубы стало — «Остров свободы».
По следам папы Хэма
Почетное место в углу бара «Эль Флоридиты» до сих пор сохранено для этого гостя. Папа Хэм, как называли Эрнеста Хемингуэя кубинцы, всегда сидел здесь у барной стойки с бокалом дайкири и записной книжкой в поисках героя для своего произведения.
Теперь его место занимает бронзовая статуя, сфотографироваться с которой желает каждый. Небольшой бар заполняет ритмичная музыка, и прямо у входа нас встречают колоритные кубинцы с танцами и песнями.
Впрочем, это не единственное место, куда заходил писатель. В баре «Ла Бодегита дель Медьо» папа Хэм смотрит на нас со старых снимков на стенах, а бармен у стойки разливает крепленый мохито. Он с гордостью показывает записку в рамочке с автографом писателя: «Мой мохито в «Ла Бодегите», мой дайкири в «Эль Флоридите».
Пройдя пару кварталов, мы видим тот самый отель «Амбос Мундос», где Хемингуэй писал свои репортажи в журнал «Эсквайер» в 1930-е годы. Угловой номер на пятом этаже, кажется, сохранил интерьер с того времени. Хотя, когда рассказы писателя сделали его известным, он в поисках тишины сбежал на свою виллу в пригороде Гаваны. Стены в фойе отеля увешаны фотографиями писателя, но особое внимание туристов привлекает снимок папы Хэма с Фиделем Кастро.
— Хемингуэй был другом республики, — поясняет администратор в холле, пока толпа туристов стоит в очереди, чтобы сфотографироваться с автографом папы Хэма над диванчиком.
Писатель признавался когда-то, что чувствует себя кубинцем. Он, как герой повести «Старик и море», любил ловить марлинов в открытом море. И свою Пулитцеровскую премию за произведение посвятил именно Кубе.
— Я не делал ничего иного, кроме того, как слушал, что кубинское море мне диктовало, — произнес папа Хэм в 1953 году во время церемонии вручения премии за «Старика и море».
Здесь же Хемингуэй написал «Острова в океане». Кубинское море, которое так вдохновляло автора, очаровало и меня.
Советские хиты
Куба, как мне показалось, отлично настроена на русских туристов. Великолепные пляжи с мелким песочком и бирюзовой водой, теплый климат, питание по системе «все включено». Только с сувенирами здесь пока скромно: кроме неэкспортируемого рома, кофе, сигар и картин с изображением улиц и машин, здесь покупать нечего. Заказываем кофе в кафе в самом центре рынка. За соседним столиком мужчины что-то бурно обсуждают на испанском, после чего один из них подходит к нам.
— Вы же из России? — порусски с акцентом спрашивает нас. И услышав положительный ответ, начинает расспрашивать обо всем.
А затем как запоет нашу русскую «Катюшу», четко, выдерживая каждую ноту.
«Вот дает!» — мысленно восхищаюсь я.
На Кубе на русском говорят многие. Раньше он был в школьной программе, его учили военные во время своей подготовки, кубинцы выезжали на обучение в СССР.
Многие из них до сих пор помнят и благодарят за ту поддержку. Хотя сотрудничество прекратилось еще в год распада Союза.
— Россия очень похожа на нашу страну, просто с лучшей экономикой, — говорит кубинка Наталья. — Надеюсь, что так же свободно путешествовать, как вы сегодня, смогут и кубинцы. Я хочу вновь побывать в Москве, на Красной площади. Только у вас так холодно! Возможно, эта мечта о путешествиях создала на Кубе забавную традицию на Новый год. Чтобы в наступающем году были приключения и путешествия, кубинцы ходят вокруг дома с чемоданом или с мешком. А на дно своей сумки кладут несколько монет.
ЛЮБИМЫЕ МАШИНЫ ФИДЕЛЯ КАСТРО
КАБРИОЛЕТ ЗИЛ-111В
Одна из первых машин с автоматической коробкой передач, подарок Никиты Хрущева.
ГАЗ-РАФ-3920
Ограниченный выпуск, всего пять в мире. Одну из них в белом цвете отправили на Кубу, остальные были в черном цвете.
ГАЗ-13 "ЧАЙКА"
Представительский легковой автомобиль, символ взлета советского автопрома, подарок Никиты Хрущева. Его выпускали малой серией на Горьковском автомобильном заводе с 1959 по 1981 год. Всего изготовили примерно 3179 машин.
TATRA T603
Представительского класса — специально для Кастро оснастили мощным кондиционером.