Карта городских событий
Смотреть карту

Сотня за литр: реквием по внедорожникам

Общество
Сотня за литр: реквием по внедорожникам
Основной скачок цен на бензин в России пришелся на период с 21 по 27 мая / Фото: Владимир Новиков, «Вечерняя Москва»
Времена, когда на автомобиле ездили за хлебом - в магазинчик на соседнюю улицу, несомненно, уходят в прошлое.

И несмотря на то, что вице-премьер Дмитрий Козак утверждает, что российское правительство не допустит резкого скачка цен на топливо и даже называет прогнозируемую экспертами стоимость в 100 «деревянных» за литр «апокалиптической», потребителям месячный мораторий на повышение, спокойствия не прибавляет.

- После того как в конце мая подскочила стоимость литра АИ-92, 50-литровый бак стал обходиться мне почти в 2200 рублей, - жалуется владелец одного из самых распространенных на столичных улицах корейских седанов.- По стоимости топлива ощущаешь себя  владельцем внедорожника. А по соотношению скорости роста зарплаты и цен на  горючее – догадываешься, что скоро пересядешь на метро. Благо, станций теперь гораздо больше.

Напомним, что основной скачок цен на бензин в России пришелся на период с 21 по 27 мая. Так, цена литра АИ-92 возросла на 90 копеек, и составила, в среднем, 42,21 рубля. Бензин марки АИ-95 «подрос» на 88 копеек и стал обходиться автолюбителям в 45 рублей 50 копеек. В Государственной думе предположили, что скачкообразный рост цен могло спровоцировать изменение стоимости нефти на бирже и призвали Федеральную антимонопольную службу провести проверку.

Рассматривая краткосрочную динамику изменения цен на топливо в Москве с 29 мая - когда Госдума призвала ФАС обратить внимание на ситуацию - по 19 июня, видим, что несмотря на спекулятивные заявления о падении цен в СМИ, бензин демонстрирует стабильный медленный рост. АИ-95 за три недели подорожал на 33 копейки, а литр 92-го топлива – на 15 копеек.

Однако представители экспертного сообщества утверждают, что повода для беспокойства нет.

Сотня за литр: реквием по внедорожникам

— Рост цен на бензин, конечно, возможен, но в долгосрочной перспективе. - комментирует ситуацию генеральный директор Центра развития коммуникаций ТЭК Ирина Есипова. -  Думаю, на сегодняшний день приняты все необходимы меры, в том числе административного и технического характера, чтобы этот рост предотвратить.

По жителям столицы, которые в последние годы действительно с удовольствием пересаживающимся на метро, автобусы и поезда МЦК, «нефтяной кнут» бьет не так больно, как по населению регионов, где транспортная инфраструктура развита в меньшей степени. И все же, немалые шансы «погреть руки» на наметившихся ценовых трендах, определенно, имеют и автопроизводители. Давно прижились на столичных улицах такие малолитражки как Fiat500, Chevrolet Spark, Daewoo Matiz, Hyundai Getz, и Peugeot 208, а  модельный ряд премиальных марок в последние годы пополнили непрожорливые, но, по-прежнему статусные «крохи», в числе которых числе ВMW 1 series, прозванная в народе «копейкой», Mercedes А-класс и Audi А1.

И если личные транспортные средства с экономичным расходом бензина пользуются у горожан спросом, то энтузиазма относительно  перехода на электромобили москвичи не испытывают.

— Электротранспорт в Москве быстро не приживётся. Его распространение, в первую очередь, зависит от развития инфраструктуры и системной поддержки властей, - поясняет транспортный аналитик Аркадий Гершман. - Людей нужно стимулировать к приобретению и эксплуатации таких транспортных средств: снижать налоги, вводить экологические зоны, въезд в которые будет доступен только на электротранспорте и, конечно, оборудовать пункты заправки электромобилей, что не так просто, так как необходимо подведение специальных коммуникаций.

Эксперт отмечает, что аналогичная инфраструктура необходима и для газа.

Ирина Есипова также отмечает, что говорить об  использовании электротранспорта в масштабах страны – очень рано.

- Даже в крупных городах электротранспортом пользуется незначительное количество людей. Его распространение станет возможным не только тогда, когда будет создана необходимая инфраструктура, но и, прежде всего,  когда будет сформировано адекватное  его  восприятие у населения.

Отмечает эксперт также и то, что говорить об использовании альтернативного топлива в стране - также очень преждевременно.

- Это направление, безусловно, будет развиваться. Но в ближайшей перспективе не стоит рассчитывать на какие-то  революционные изменения.  

Так что пока российские мегаполисы не готовы к приему электромобилей – ни технически, ни ментально, а использование альтернативных видов топлива кажется чем-то из разряда далеких заморских технологий, остается лишь надеяться, что «апокалиптические прогнозы» не сбудутся и сотни за литр мы, все-таки,не дождемся. И да помогут нам новые акцизы!

МНЕНИЯ

Кристина Новикова, экономист:

— Для меня максимально приемлемая цена за литр бензина — 80 рублей. Это уже много, но если она будет выше, я буду вынуждена пересесть на общественный транспорт. Сейчас я заправляю полный бак своей машины раз в две недели. Сумма и без того выходит приличная, и если она увеличится, это серьезно отразится на моем бюджете. Надеюсь, что до таких расценок дело не дойдет.

Артем Петров, журналист:

— Цены на бензин сегодня кусаются, поэтому личным автомобилем я пользуюсь только в выходные, а на работу добираюсь на общественном транспорте. В среднем в месяц на топливо уходит пара тысяч рублей. Если бы цены на топливо были ниже, то ездил бы на машине каждый день, поэтому, можно сказать, что нынешняя стоимость топлива уже заставила меня в какой-то степени отказаться от автомобиля. На мой взгляд, цены на бензин не должны превышать 30–35 рублей. Для большинства автолюбителей это самая приемлемая стоимость.

Дарья Панасюк, индивидуальный предприниматель:

— Я почти каждый день разъезжаю по городу на личном автомобиле на встречи и мероприятия. Часто приходится перевозить товар (свадебные платья), потому слабо представляю себя без машины. И скорее всего, буду вынуждена платить любую цену за бензин. Но, наверное, забью тревогу, если ценник приблизится к 80–90 рублям за литр. Для любого человека, тем более предпринимателя, когда прибыль нестабильная, это серьезная трата.

Андрей Земцов, директор отдела по работе с клиентами крупного рекламного агентства:

— Я ежедневно пользуюсь личным транспортом. Для меня ценовой предел за литр бензина — 100 рублей. Если такое действительно произойдет, то на работу продолжу добираться на машине, а вот в выходные, тем более за город, предпочту ездить на общественном транспорте, иначе затраты будут слишком велики.

Александр Осипов, студент:

— На машине я передвигаюсь часто, но так как стипендия и подработка не приносят больших денег, думаю, что больше 60 рублей за литр я платить бы не стал. Пересяду на метро.

Тамара Зоненашвили, флорист:

— Я отказалась от личного транспорта еще в прошлом году, когда цены выросли. За руль теперь сажусь только в особых случаях. Надеюсь, что когда-нибудь цены снова не будут превышать 30–33 рубля за литр.

СООТНОШЕНИЕ СТОИМОСТИ ГОРЮЧЕГО И СРЕДНИХ ЗАРПЛАТ В РАЗНЫХ СТРАНАХ

Исландия

В этой стране по состоянию на июнь самый дорогой бензин в мире — 132 рубля за литр. Заработные платы в И сландии очень высокие — средний размер оплаты труда составляет в переводе на рубли 145 тысяч.

Китай

Стоимость бензина в Китайской Народной Республике — 73 рубля за литр при средней зарплате в 55 тысяч рублей. Высокая цена обусловлена отсутствием своей ресурсной базы и растущей зависимостью от импорта.

США

Несмотря на то, что США — один из крупнейших производителей нефти, бензин здесь дороже, чем в России — 53 рубля за литр. При этом средняя зарплата в штатах — 2835 долларов (или 178 тысяч рублей).

Россия

Бензин в нашей стране на сегодняшний день стоит больше 44 рублей за литр. По сравнению с апрелем цены поднялись на 5,6 процента. А средняя зарплата в России, напомним, составляет 33 тысячи рублей.

ОТ РЕДАКЦИИ

Несмотря на негативные прогнозы отдельных представителей отрасли, по результатам предпринятых федеральными властями мер цены на топливо стабилизировались. В своем заявлении это подтвердила Федеральная антимонопольная служба (ФА С). По словам замглавы ФА С Анатолия Голомолзина, «...во вторую неделю июня уже было зафиксировано некоторое снижение цен».

За неделю — с 16 по 23 июня, цена за литр 95-го топлива снизилась на 39 копеек, а тот же объем АИ -92 подешевел на 0,2 рубля.

В Минэнерго также считают, что принятых правительством мер достаточно для удержания роста цен на топливо в пределах инфляции.

Подкасты