Евгений Писарев: У меня нет эйфории от успеха
— Скоро театр отправляется на гастроли в США. У вас были трудности в получении виз?
— В оформлении рабочих виз нам содействовали влиятельные люди, дипломаты. Департамент культуры Москвы помог приобрести авиабилеты для всех наших многочисленных сотрудников. В Америке мы сыграем спектакли на лучших площадках, включая «Кеннеди-центр» в Вашингтоне. Это очень ответственно. Сегодня такие масштабные гастроли приобретают еще и дипломатическую миссию. Культура и искусство остаются проводниками общения, дружбы между народами.
— В начале 1990-х годов Олег Табаков с молодой «Табакеркой», без преувеличения, покорил США. Возможен ли аналогичный успех российского театра за океаном сегодня?
— Сейчас гораздо сложнее. Если в начале 1990-х годов двери ведущих стран НАТО только открывались для наших театральных коллективов, то сегодня они, увы, беспощадно закрываются.
— Имя Александра Пушкина разве не поможет вам растопить сердца американских зрителей?
— Пушкина не так хорошо знают в Америке, как Толстого, Достоевского или Чехова. В последние годы мы нередко гастролируем по Европе и рассказываем о гении, имя которого носит театр. Для многих открываем его.
— Ваши последние постановки, такие как «Дом, который построил Свифт» и «Влюбленный Шекспир», обласканы и зрителем, и критикой. Но до них у вас был творческий кризис, и это не секрет. Как удалось его преодолеть?
— Отвечу строками Бориса Пастернака: «Но пораженья от победы ты сам не должен отличать». Я вплотную занят работой, педагогикой, руковожу театром. Успех — условная вещь: иногда хороший спектакль публика не замечает, а довольно средний вдруг попадает в настроение и становится громким событием. Не испытываю эйфории от того, что «Дом, который построил Свифт» и «Влюбленный Шекспир» хорошо приняты и зрителем, и критикой. К тому же я хорошо знаю, что такое настоящая неудача. Вначале 1990-х годов у меня не было даже надежды что-либо сделать в театре ни в качестве актера, ни в качестве режиссера. Умирал от огромного количества свободного времени.
— Кстати, по первой профессии вы актер. Не хотите вернуться на сцену, сыграть роль?
— Мне кажется, что я куда более талантливый, многогранный артист, чем режиссер. Мне еще многому предстоит научиться и многое постичь в мастерстве режиссуры. Но желание учиться у меня огромное. Постоянно сомневаюсь в своих режиссерских способностях. У меня был творческий кризис. Не отношусь к числу революционеров, которые с боем берут сцену. Скорее иду эволюционным путем.
СПРАВКА
Евгений Писарев родился 3 мая 1972 года. В1993 году окончил Школу-студию МХАТ. С 1993 года и по сей день работает в Театре имени А. С. Пушкина. Лауреат премий: «Чайка», «Звезда театрала», «Гвоздь сезона». Художественный руководитель курса в Школе-студии МХАТ.