Главное
Истории
Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Легенды про Грибы

Легенды про Грибы

Вячеслав Добрынин

Вячеслав Добрынин

Как повилась авоська?

Как повилась авоська?

SHAMAN объявил о разводе с супругой Еленой Мартыновой

SHAMAN объявил о разводе с супругой Еленой Мартыновой

Как успокаивали нервы на Руси

Как успокаивали нервы на Руси

Дом писателей

Дом писателей

Коллекционер Иван Хафизов рассказал чем «зацепили» наличники, и откуда они родом

Общество
Иван Хафизов во время экспедиции
Иван Хафизов во время экспедиции / Фото: из личного архива Ивана Хафизова
Резные наличники вот уже много лет коллекционирует Иван Хафизов: с помощью фотоаппарата он фиксирует самобытную и, увы, исчезающую архитектуру маленьких деревенских домиков по всей стране.

 Десять лет назад москвич Иван Хафизов работал в IT-сфере, обучал людей современным технологиям, а в свободное время занимался съемкой интерьеров. Пока однажды в объектив его фотокамеры не попало окно деревенской избы, украшенное наличником. Такой теплый и хорошо всем знакомый образ из детства: на подоконнике в горшочке растет герань, а иногда там, свернувшись клубком, лежит кот Васька. Бывает, кота сгоняли, чтобы поставить тарелку с целой горой свежеиспеченных пирогов... О том, чем автора проекта «зацепили» наличники, и откуда они родом, он рассказал корреспонденту «Вечерки».

От Злынки до Богучара

— Когда вы начали фотографировать наличники?

— Это был 2007 год, город Энгельс Саратовской области. Я увидел симпатичное окно и решил сфотографировать. Тогда я даже не знал слова «наличник», в моем представлении это просто были цветные окошки. А потом как-то увидел рекламный фотоколлаж, составленный из дверей, сфотографированных в ирландском Дублине. И подумал, что наши разноцветные окна ничем не хуже этих дверей, наоборот, даже гораздо интереснее. И я сделал такой коллаж — на него ушло 31 окно! И если б тогда мой путь начался с какого-то другого уголка страны, возможно, я бы этим не занимался.

— Почему?

— В Энгельсе они простые, и кажется, что всю эту красоту можно объять и уместить в один какойто формат. Но чем больше я путешествовал и фотографировал, тем больше понимал, что на это уйдут годы, так много разнообразных и абсолютно не похожих друг на друга наличников я встречал.

— Сколько городов объездили?

— 364 населенных пункта. Самая западная точка съемки находится на границе с Белоруссией — город Злынка, самая восточная — Нерчинск в Забайкальском крае, на Севере это были Кижи, а на юге побывал в городе Богучаре, что Воронежской области.

Наличник по лекалу

— Узор на наличниках ведь о чем-то говорит? Может, о зажиточности хозяев...

— Это миф, никакой смысловой и информационной нагрузки они не несут, равно как и разговоры о том, что круг в навершии — языческий. В XIX веке граф Бобринский, который занимался описанием ремесел и даже составил своеобразную энциклопедию на эту тему, резьбу наличников как отдельное ремесло туда не включил. Он утверждал, что подобный элемент на избах — это путь к деградации и упадничеству, поскольку крестьяне перерисовывают эти узоры с пачек мыла и чая!

— Действительно было так?

— Конечно. И связано это было с появлением новых инструментов — лобзиков. Можно было взять у соседа лекало и довольно быстро выпилить простое ажурное украшение на окна. Но так было не всегда: до 1880-х годов наличниками занимались только мастера и даже целые артели. Это была непропильная резьба. Их изготавливали с помощью стамески и молоточка. Такое производство было очень дорогим и недоступным для большинства крестьян.

— Кто ж мог позволить себе такую дорогую резьбу?

— Зажиточные крестьяне, купцы и бояре, знать.

— И чем богаче был человек, тем дороже была порода дерева, из которого делали наличник?

— Резьба по дереву довольно старый промысел. Иконостасная резьба известна с XVI века. Сейчас ее образцы, резные иконостасы, можно увидеть в Ярославле.

Их вырезали из липы. Это мягкое дерево, мастера говорят, что режется практически как мыло. Но, во-первых, липа довольно дорогая, во- вторых, наличник не требовал такой детализации, как иконостас. И этому нюансу тоже есть объяснение.

Иконостас мы, как правило, видим с расстояния вытянутой руки, а то и ближе, а наличник — всегда издалека. Поэтому при изготовлении наличника использовали сосну. Мелкие детали выполняли из яблони.

Ажурные наличники дома в селе Абрамовка Ажурные наличники дома в селе Абрамовка / Фото: из личного архива Ивана Хафизова

От корабля к дому

— Разнообразие узоров как-то объясняется? Они же все разные.

— Это связано с транспортной ограниченностью региона. Резчик из Ижевска не мог сделать наличник для томичей или ярославцев. Да его и бессмысленно было так далеко везти, в этих областях были свои мастера. Но житель городка мог прийти к мастеру и заказать наличник «как у соседа». Так популяризировались наличники одного мастера. Они «распространялись» километров на шестьдесят, дальше встречаются работы других мастеров. Это и было причиной многообразия узоров наличников.

Но были и локальные факторы. Например, в Поволжье конца XIX века резьба была очень высокого уровня, и связано это было с корабельным делом. Вспомните картину «Бурлаки на Волге» — там изображена расшива (парусное речное плоскодонное судно, использовавшееся на Волге. — «ВМ») с резной кормой. В это время многочисленные корабельные резчики остаются не у дел, поскольку речной флот завоевывает пароходство. И целые артели постепенно переходят на домовую резьбу, это становится причиной появления довольно интересной резьбы в Поволжье.

Греческие корни

— А где-то еще так украшают дома?

—Наличники пришли к нам из Италии. В XIV веке на каменных зданиях уже были обрамления окон. Но и они уходят корнями в древнюю эллинистическую архитектуру, и там-то они были деревянными (колонны и перекладина над ними).

Но только не надо искать на древнегреческих или итальянских зданиях наличники. Они были другими, в виде своеобразного портика: плоские колонны справа и слева от окна с треугольной крышей сверху.

В России одно из первых зданий с наличниками, теми самыми плоскими колоннами и крышей над окном — это колокольня Ивана Великого, которая построена итальянскими зодчими. Но если итальянцам показать наши русские наличники, то они в жизни не поверят, что это те самые элементы, которыми некогда украшали окна зданий. Я бы их назвал протоналичниками.

— А как с белокаменных храмов этот элемент перекочевал на другие постройки?

— У меня есть только предположения. Первым дворцом с наличниками стал дворец Алексея Михайловича, который сейчас восстановили в «Коломенском». И дальше бояре начали повторять в своих постройках элементы архитектуры, которые выбрала царская семья.

Постепенно это распространилось по всей стране, а крестьяне, которые не могли себе позволить хором каменных, стали все это делать в дереве. И вот тут на стыке деревянной и каменной архитектуры и родился наличник.

— Сколько стоило заказать наличник у мастера?

— Все зависело от губернии, от места. После большого пожара в Иркутске 1879 года, это достоверно известно, мастера брали 30 рублей — гигантская сумма. И тогда же был продуман типовой наличник. Тогда размер оконного проема как раз регламентировали. То есть у всех были окна одного размера, соответственно, и наличники изготавливали стандартные.

Охранник дома в Бежецке Охранник дома в Бежецке / Фото: из личного архива Ивана Хафизова

— Где вы нашли самый красивый наличник?

— Сложно сказать. Но есть города, в которые ты едешь и ожидаешь увидеть нечто необыкновенное, — это Томск, Тюмень, Нижний Новгород. А есть города, в которые едешь и не ждешь ничего необычного, но оно встречается... Вот в той самой Злынке можно встретить наличники космического уровня.

— Прямо космического?

— Я показывал этот наличник современным мастерам резьбы по дереву, и они сказали, что это невозможно повторить.

— Где лучше всего сохранились наличники?

— В Нижнем Новгороде, Тюмени, Шуе, Борисоглебске.

— Сейчас где-нибудь этим специально занимаются?

— Почти нет, потому что нет спроса. Сейчас в моде европейский стиль, простота.

Шпренгель на окне

— Все найденные наличники вы публикуете на сайте. В какую сторону движется ваш проект?

— Я пишу книгу о наличниках. Отснял и собрал материал про наличники центра России. Надеюсь, выйдет зимой-весной, там порядка 200 городов. И это не фотоальбом, там есть историческая часть. Второй том будет про Поволжье, потом Урал, Сибирь, Северо-Запад...

— Куда вы еще собираетесь отправиться за наличниками?

— Планирую отправиться к соседям: в Белоруссию, на Украину, в Финляндию, Норвегию и Румынию. Потому что все культуры взаимопроникали друг в друга.

— В Финляндии и Норвегии они тоже были в моде?

—Да, но более простые. Национал-романтизм оказал огромное влияние на все культуры.

— В конце разговора все-таки спрошу про само название...

— Наличниками их называют только в Подмосковье. И поскольку большая часть литературы создавалась здесь, название экстраполировалось на всю страну. Но наличники в разных областях и краях нашей необъятной родины называли по-разному: обналичка, обоконка, обличковка, обводка, позорник, плинтус и замысловато: шпренгель и белендрясы!

СПРАВКА

— Император Александр I в знак особой службы с немецким королем построил в Потсдаме деревянную русскую деревню Александровку из типовых крестьянских домов с наличниками, она стоит до сих пор.

— Первые наличники нужны были, чтобы обеспечить крепление ставни и прикрыть швы между оконной колодой и бревенчатой стеной.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.