Сегодняшние финансовые аферы все чаще проворачиваются в интернете
У них отсутствуют учредители и документация. При этом в работе они используют счета в различных юрисдикциях. Из-за этого сложно отследить передвижение финансовых потоков и конечных бенефициаров.
У таких пирамид отпала даже необходимость в сайтах: они привлекают клиентов через соцсети и мессенджеры. Финансовые пирамиды переселились в интернет благодаря нескольким обстоятельствам, прежде всего анонимности. Организаторы, как правило, всегда остаются в тени. Добавьте сюда простоту в организации рекламной кампании.
Раскрутить финансовую пирамиду в интернете в разы легче, чем в офлайне. Для этого не надо иметь большие деньги. И еще. Обманывать людей легче, когда их не видишь.
В последнее время мошенники строят свои финансовые пирамиды (под названием «хайп-фонды») на ажиотаже вокруг криптовалют: людям предлагают отдавать деньги под обещание сказочно высоких процентов, которые, дескать, обеспечат волшебный рост курса криптовалюты.
На самом деле первые выплаты делаются за счет привлечения новых средств, а до вторых, как правило, дело уже и не доходит — они перекочевывают на счета мошенников.
Интересно, что инвесторами хайп-фондов, которых появилось огромное множество в период ажиотажа вокруг роста курса биткоина, становятся вполне финансово грамотные граждане, которые отдают себе отчет в том, что фонд — обычная пирамида, но вкладывают средства с расчетом получения прибыли до момента, когда фонд исчезнет.
Ущерб от деятельности таких хайп-фондов составляет в мире не менее $50 млн в год. Причем прецедентов привлечения их организаторов к ответственности нет.
Хайп (от англ. HYIP — High Yield Investment Program) — мошеннический проект, похожий на инвестиционный фонд с высокой доходностью. В прошлом году это были в основном онлайнпроекты, которые работают с электронными и криптовалютами. Множество хайппроектов можно разделить на виды: быстрые, среднесрочные, долгосрочные.
Сама индустрия хайп-проектов насчитывает около 10 лет. Но наибольшее развитие в России она получила начиная с 2011 года.
Именно за последние годы в интернет пришли десятки и даже сотни тысяч людей, желающих быстро зарабатывать, ничего при этом не делая. А это и есть подавляющее большинство аудитории хайп-проектов. Согласно статистике, теряют в хайпах 98—99% всех участников.