Главное
Истории
Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Легенды про Грибы

Легенды про Грибы

Вячеслав Добрынин

Вячеслав Добрынин

Как повилась авоська?

Как повилась авоська?

SHAMAN объявил о разводе с супругой Еленой Мартыновой

SHAMAN объявил о разводе с супругой Еленой Мартыновой

Как успокаивали нервы на Руси

Как успокаивали нервы на Руси

Дом писателей

Дом писателей

Ёлочные игрушки: от зайца до свиньи

Общество
Родиной этого вида искусства является Китай, где была изобретена бумага
Родиной этого вида искусства является Китай, где была изобретена бумага / Фото: Екатерина Якель, «Вечерняя Москва»
Елочные игрушки способны перенести в детство даже взрослого человека. Достаточно взять игрушку в руки, как происходит магия и накрывает волна теплых воспоминаний.

При первом взгляде на игрушки Елены Котовой кажется, будто их достали из бабушкиного сундука. Такие можно увидеть разве что в частных коллекциях или музейных залах. Но первое впечатление обманчиво, на самом деле это авторские работы, выполненные в старинной технике ватного папье-маше. Принять их за ретро довольно легко и потому, что именно так выглядели игрушки, которыми наряжали елки наши прабабушки и прадедушки. О необычном увлечении с художницей поговорила корреспондент «ВМ».

По образованию Елена художник, окончила Саратовское художественное училище имени А. П. Боголюбова, но занималась другим делом: была фотографом. 

— В какой момент папье-маше стало вашим хобби?

— Я увлеклась этим около двух лет назад, когда на выставке увидела у одной художницы игрушки в технике папье-маше. И мне захотелось сделать что-то подобное. Когда я начала этим интересоваться, обнаружила, что этим занимается очень много художников. У каждого, конечно, была своя манера исполнения. Сначала мне захотелось попробовать все. И самой первой поделкой был заяц из ваты. Он вышел настолько хорошим и ладным, что его удалось продать. И меня тут же пригласили принять участие в Рождественской выставке.

— И в какой момент хобби переросло в серьезное увлечение?

— Сначала фигурки я делала друзьям в подарок. И с каждым разом у меня начало появляться все больше идей, да и я сама начала больше разбираться в этой технике.

— Многим известно папье-маше из бумаги, а тут зачем-то вата...

— Раньше стеклянные елочные игрушки были очень дорогими. Тогда придумали их делать из ватного папье-маше. Внутри они были набиты ватой, а сверху их покрывали слюдой, они были долговечными в отличие от стеклянных.

Принять их за ретро довольно легко и потому, что именно так выглядели игрушки, которыми наряжали елки наши прабабушки и прадедушки Принять их за ретро довольно легко и потому, что именно так выглядели игрушки, которыми наряжали елки наши прабабушки и прадедушки / Фото: Екатерина Якель, «Вечерняя Москва»

Есть три техники ватного папье-маше. Первая — это намотка (такие игрушки считаются коллекционными и достаточно редкими), вторая техника подразумевает создание фигуры с помощью кусочков ваты, пропитанных клеем, и третья — объединяет первую и вторую.

— Как вы это делаете?

— Начинаю с эскиза, потом делаю каркас из проволоки. Он для объема набивается фольгой, а потом, собственно, начинается обклейка ватой. Я использую ПВА, хотя раньше клей варили из муки и крахмала. А что касается обмотки, то тут ничего хитрого нет, вату просто наматывают на каркас, а потом покрывают клеем и слюдой.

— Как вы выбрали эту технику?

— Путем проб и ошибок. Чтобы делать игрушки, как у меня, техника намотки не подойдет, она не позволяет прорабатывать детали. А ватное папье-маше подразумевает их много.

Из мокрой ваты можно отлично лепить, она хорошо сохраняет форму. Готовые работы я расписываю акриловыми красками. Есть мастера, которые используют цветную вату. Они сами ее красят. Это, кстати, тоже старая техника.

— Ваши игрушки — это реплики?

— Нет, я не делаю реплики, каждая игрушка — это полет фантазии, авторская__ и кропотливая работа, куда я вкладываю душу.

— Но чем-то вдохновляетесь?

— Меня привлекает красота русских народных костюмов, они такие яркие, красивые. Ярче всего они представлены на картинах русского живописца Филиппа Малявина. Я, конечно, пыталась делать современных девушек. Но сейчас в основном все ходят в штанах и пуховиках, а раньше наряды были пышными,и потому воплотить их в этом материале интереснее, тем более они позволяют раскрыть технику.

— Сколько времени уходит на создание одной работы?

— Для некоторых работ я делаю лица. Из ваты это сделать довольно проблематично, поэтому я для начала леплю их из полимерной глины, потом делаю формы и отливаю из гипса... Трудоемкий процесс. Как только лицо готово, я понимаю характер будущего персонажа.

В общей сложности на создание лица и тела игрушки уходит 3–4 дня. Но в какой-то момент я могу задержаться на создании какой-либо детали.

— Значит, только вата, клей и иногда гипс...

— Пробовала хлопковую ткань и влажные салфетки. С их помощью можно получить интересный эффект. Например, салфетки создают эффект прозрачной легкой ткани. А если говорить об аксессуарах, например корзиночки, то их делаю из ниток.

— Кто покупает эти игрушки?

— В основном молодые люди или люди среднего возраста. Кто-то покупает себе кто-то в подарок. Одну из таких елочных игрушек купили летом.

— То есть вы делаете их не только на Новый год?

— Как только появляется идея, стараюсь как можно быстрее ее воплотить.

— Значит, это не только елочные игрушки...

— Да, мне иногда заказывают фигурки персонажей ко Дню рождения человека.

— Помните работу, которая далась вам сложнее всего?

— Свин-бюрократ. Он, может, кому-то показаться и отрицательным персонажем, который и елку-то не очень украсит. А он привлек больше всего внимания... Много сил вложила в купальщиц. Типажи подсмотрела на общественном пляже. И эти работы тоже нашли отклик у людей. Они не для продажи. Наверное, отправятся на выставку.

— И наверное свою елку ими украшаете?

— Не-е-ет. Вешаю игрушки из дерева, из стекла. Но чем необычнее, тем лучше.

— Не могу не спросить: это дорого?

Зависит от сложности и времени, которое я потратила. Фигурки с лицами — 2500 рублей, а те, что попроще — 1500 рублей.

Раньше стеклянные елочные игрушки были очень дорогими. Тогда придумали их делать из ватного папье-маше Раньше стеклянные елочные игрушки были очень дорогими. Тогда придумали их делать из ватного папье-маше / Фото: Екатерина Якель, «Вечерняя Москва»

Из истории вопроса  

Из-за французского названия считается, что искусство папье-маше зародилось во Франции, однако это не совсем верно: изделий из папье-маше (фр. «жеваная бумага») во Франции не было до середины XVII века, а родиной этого вида искусства является Китай, где была изобретена бумага. При раскопках на территории Древнего Китая были обнаружены шлемы, изготовленные методом папье-маше, и период создания этих шлемов колеблется между 202 и 220 годами до н. э. Далее увлечение папье-маше распространилось на территорию Японии и Персии, где таким методом изготавливались маски для специальных церемоний, и только в 70-е годы XVII века папье-маше стало известно во всем мире, в том числе и во Франции. В 1740 году началось производство лакированных изделий из папье-маше по образцам, привезенным из Японии. Бизнес оказался настолько удачным, что стали изобретать новые клеящие составы и техники.

ФАКТЫ

— В 1800 году ирландец по имени Исаак Велд из города Корк сделал лодку из папье-маше. Он довольно долго плавал в ней по озеру Kилларни.

— До 1970 года папье-маше использовалось для изготовления форм для вращающегося диска в типографии для изготовления дневного выпуска газет.

— Церковь из папье-маше была построена в Норвегии и простояла 37 лет, до тех пор, пока ее не снесли.

Техника папье-маше

— Классическая техника папье-маше представляет собой послойное склеивание на заранее подготовленной модели маленьких кусочков мокрой бумаги.

 — Изделие формируется из жидкой бумажной массы. Порванная на мелкие кусочки бумага заливается горячей водой и помещается в теплое место на сутки. Затем эта смесь кипятится, отжимается через сито или марлю, разрыхляется и высушивается. Далее масса смешивается смелом и добавляется клей. Затем наносят на подготовленную форму и оставляют до высыхания.

— Третий метод предполагает склеивание изделия подобно фанере, под прессом из пластин твердого картона. Когда изделие высыхает, его шпатлюют, шлифуют, грунтуют, расписывают.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Нина Забаровская, начальник отдела выставок Музея Победы:

— В преддверии Нового года в нашем музее открылась выставка, посвященная советским елочным игрушкам. Всего представлено около 700 экспонатов, но большая часть принадлежит телеведущему Александру Олешко. Он передал более 500 экспонатов, в основном это фигурки Дедов Морозов. Помимо этого можно увидеть игрушки из нашего фонда. Мы показываем новогодние украшения советского Нового года, начиная с 30-х годов прошлого века. Их делали из того, что было под рукой. Еще у нас можно увидеть картонажные игрушки, они, кстати, пришли к нам из Германии.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.