Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Любовь Петрова: Нам 105 лет, но мы в постоянном поиске, стареть не собираемся, на пенсию тоже

Общество
Любовь Петрова: Нам 105 лет, но мы в постоянном поиске, стареть не собираемся, на пенсию тоже
Одной из задач в «Журналисте» считают сохранение качественной прессы / Фото: Личная страница Любови Петровой в Facebook (https://www.facebook.com/petrovaluba)
В этом году журнал «Журналист» отметил 105-ю годовщину со дня своего рождения. Дата эта уникальна, как и само издание, пережившее разные времена, взлеты и падения, но выходившее практически без сбоев на протяжении всего непростого минувшего века, а теперь еще и пяти лет «сверху». О журнале-юбиляре и состоянии современной журналистики мы беседуем с главным редактором журнала Любовью Петровой.

— Знаете, Любовь Владимировна, какое-то удивительное ощущение испытала, осознав, что журнал этот начал выходить еще в Первую мировую. Просто никогда не задумывалась об этом…

— А меня знаете, что поражает больше? Профессор Владимир Фриче, создавая журнал «ЖурналистЪ», ставил перед собой актуальные для того времени задачи: защитить журналистов от работодателей, создать некую площадку, объединяющую их, способствующую также повышению их квалификации и профессиональному росту, помогающую в решении их проблем. И если почитать журнал 1914 года, то, как это ни грустно, приходишь к пониманию, что прошло сто с лишним лет, а ничего не меняется. Плюс к тем проблемам, с которыми сталкивались наши коллеги век с лишним назад, в наше время добавился еще Интернет. Мы вошли в виртуальный мир, появились соцсети, что, безусловно, расширяет возможности работы с аудиторией, ведь раньше такими средствами были только письма в газету, звонки и командировки. Но при этом мы все понимаем, что Интернет нам насколько помощник, настолько и вредитель. Именно там быстрее всего распространяется недостоверная информация. Век скоростей предполагает максимально быструю выкладку новостей, и последствия этого очевидны. Раньше было больше времени на работу над текстами, сегодня этого времени нет, и их уровень, к сожалению, падает. Журнал — изменявший не раз название и вернувший в 1967 году свое историческое, по сути, — живая история и журналистики нашей, и самой страны. В определенные моменты истории, несмотря на то что «Журналист» был пропагандистским органом, он имел огромные тиражи, его публикации помогали решать многие проблемы, редакционные и журналистские. Он был одновременно и оружием, и инструментом для решения тех задач, которые ставило время.

— А какой-то особенный период истории журнала вы бы выделили?

— Все, кто читал «Журналист», помнят тот год, когда главным редактором был назначен Егор Яковлев. Это был взлет издания. Для меня же значимым является то время, когда я начала вести в журнале раздел «Идеи газетного бизнеса».

— В период с 1960-х и по конец 1990-х по крайней мере столичное сообщество журналистов очень хорошо друг друга знало, и лично, ну или хотя бы просто по публикациям. Конечно, изданий было меньше, но все-таки кажется, что дело не в этом. Ныне журналисты разобщены, вы согласны?

— Время такое. Сейчас активное общение идет через соцсети, мессенджеры. Есть немало общественных организаций, которые объединяют журналистов. Другой вопрос, хотят ли они этого?

— Очень много говорят о тяжелом финансовым положении изданий. За счет чего же они живут?

— Финансовое положение печатной прессы действительно тяжелое. Неслучайно закрываются издания с вековой историей. Коммерческая бизнес-модель практически не работает: тиражи падают, рекламный рынок сужается. Особенно тяжело региональным СМИ, где низкий уровень доходов населения и практически нет рекламного рынка. А если издание получает деньги из местного бюджета, то вынуждено подчиняться требованиям местной власти. Хорошо, если эти требования разумные. Если нет, если приходится печатать пресс-релизы, фотографии губернатора, мэра на каждой полосе, то издание просто перестает быть интересным читателю. Большую поддержку федеральным и региональным СМИ оказывает Роспечать, поддерживая социально-значимые проекты. В данной финансовой ситуации это большое подспорье.

— А как вы думаете, кто выиграет в схватке, СМИ бумажные или все-таки Интернет?

— Я думаю, вопрос не в том, кто победит. Просто все встанет на свои места, как не раз уже было в истории. И пресса, «печатка», может стать… ну, скажем, сегментом лакшери. Ни в коем случае не ширпотребом. Таков мой прогноз. Безусловно, пользоваться девайсами удобно. Но вечером, придя домой, уже получаешь удовольствие от чтения книги, газеты, журнала в бумаге. Несмотря на многие прогнозы об исчезновении печатной прессы, я все равно верю, что у нее есть будущее. Думаю, общественно-политическим изданиям труднее выстоять в этой схватке, поскольку Интернет предоставляет информацию куда быстрее. Будет востребована серьезная аналитика, качественная журналистика. Главное сегодня – «принту» научиться использовать технологии, нужно Интернет рассматривать как союзника, партнера, у которого есть большая аудитория, и привлекать ее. В одном из номеров журнала мы писали о газете The Washington Post, где важнейшим инструментом в развитии издания является сайт. Почти 60 процентов новых подписчиков The WashingtonPost приходят с сайта газеты, причем 93 процента живут за пределами Вашингтона. The WashingtonPost привлекала в среднем 88 миллионов уникальных пользователей в месяц. Это на 84 процента больше, чем в предыдущие три года. На мой взгляд, будущее есть у тех изданий, кто сможет использовать все новые технологические возможности и давать качественную информацию.

— Исследования, проведенные за границей, показывают рост недоверия к сетевым изданиям… Бумаге почему-то больше доверяют.

— Да, к сожалению, фейковой информации в Интернете становится все больше. Причин, на мой взгляд две: желание увеличить трафик любыми способами и жесткая конкуренция: соцсети, Telegram-каналы, новостные порталы. Каждый торопится быть первым или быстро перепостить вброшенную новость, чтобы стать хотя бы вторым, причем ничего не проверяя. В печатном издании есть время добраться до сути — проверить данные по источникам, дать комментарии. В результате и получается полноценная и качественная информация, надежная, проверенная. У печатного издания больше возможностей давать объективную аналитику.

— Это правда так. Значит, «не спеши ты его хоронить»…

— Да, давайте не будем спешить. Тиражи зарубежных печатных изданий растут. По данным Publishers Audience Measurement Company, за период с октября 2017-го по сентябрь 2018-го общественно-политическое издание Великобритании The Guardian признано лучшим. Его средняя ежемесячная аудитория (газета + сайт + социальные сети) — 23,5 млн читателей, причем 97 процентов онлайн-аудитории считают полезным сайт Guardian, 99 процентов говорят то же самое про печатную версию. 
Кстати, первыми о собственной гибели заговорили сами журналисты. У нас ведь и театр хоронили, и кино хоронили, и телевидение хоронили — стоило появиться чему-то новому, как старое сразу принимались отпевать. Но заметьте, ни телевизионщики, ни киношники никогда о себе плохо не говорили, да и правильно делали. И в других отраслях подобные разговоры не велись. Те же полиграфисты, например, у которых огромные проблемы сейчас, не кричат же:«Все, нам конец!»

— Вы сказали об аналитике как о козыре бумажной прессы. Скажите, Любовь Владимировна, вы довольны ее современным состоянием?

— Начну чуть издалека, хорошо? Жанров журналистских становится меньше, это факт. Стало меньше очерков и репортажей, все заменяют или, точнее, подменяют новости. Ощущается нехватка журналистов, которые могли бы работать, писать в упомянутых жанрах, ведь сегодня молодых журналистов растят как универсальных солдат, способных быстро писать, причем желательно сразу для разных платформ, параллельно снимать, отправлять информацию, а порой и самостоятельно размещать. В этом есть и плюсы, и минусы. Но это я к тому, что на серьезную аналитику, отвечая на ваш вопрос, сегодня могут замахнуться, конечно, не все. Подготовить аналитический материал может журналист-профессионал, глубоко погруженный в тему, он должен быть полностью в той среде, о которой пишет, — медицина ли это, образование, наука. Дилетантизм — ужасная вещь. А некоторые журналисты, особенно начинающие, считают, что о том предмете, о котором собираешься писать, достаточно чуть-чуть прочесть в Интернете — и ты уже в теме.

— «Журналист» всегда был еще и обучающей площадкой для начинающих. Эту традицию вы продолжаете? Учите, к примеру, что к интервью нужно готовиться?

— Учим не только как готовиться к интервью, но и как меньше допустить ляпов в статье, как правильно фотографировать, делать интересный дизайн, пишем о разнообразии жанров. Стараемся, чтобы было как можно больше полезных практических материалов, которые помогут журналисту, редактору в работе. Разбирая архивы журнала, мы обратили внимание, что раньше в каждом номере публиковался фельетон — жанр, сегодня практически вымирающий. Вот и решили в журнале открыть Школу фельетона. Я знаю, что и «Вечерняя Москва» начала возрождение фельетона.

— Как строятся ваши отношения с вузами? Ведь между практикующими журналистами и теоретиками от журналистики всегда существовала некоторая напряженность в отношениях. Кстати, проблему дилетантизма молодых журналистов одной из первых, если не первой, подняла именно в «Журналисте» много лет назад Надежда Ажгихина. Из-за этой ее острейшей статьи был тогда ужасный скандал.

— Да, была такая история. Но сегодня у нас с журфаками прекрасные отношения. Берем на практику студентов, причем не только из Москвы. Для студентов и начинающих журналистов у нас есть Клуб молодого журналиста, где ребята могут опубликовать свои первые статьи.

— Многие ли из них понимают, что такое журналистика, и мотивированы к ней?

— Ребята приходят разные. Кто-то мечтает посвятить журналистике всю свою жизнь, а кто-то уже решил после окончания пойти в пиар, понимая, что там можно больше заработать. Но радует то, что большинство — креативные, с горящими глазами.

— На «Журналист» подпишутся, прониклись?

— Надеюсь, что да. «Журналист» — издание о той профессии, которой они решили посвятить свою жизнь. И я думаю, что, читая журнал, они быстрее погрузятся в профессию, узнают, как живут и развиваются издания, в которых им, возможно, придется работать. Найдут для себя много полезной информации.

— Расскажите о своих проектах.

— Одной из задач мы считаем сохранение качественной прессы. Именно поэтому уже девять лет реализуем проект «Золотой фонд прессы». Лучшие преподаватели МГУ по конкретным критериям оценивают контент, медиаэксперты — дизайн и сайты. Участники получают заключение, содержащее не только оценки, но и рекомендации. Мы считаем, что это способствует повышению качества издания. Итогом является Деловой форум «Качественна пресса и перспективы ее развития». Это хорошая площадка для обсуждения существующих проблем отрасли, обменом опыта. В этом году он традиционно пройдет 18–19 апреля. Ежегодно в нем принимают участие издатели и редакторы со всех регионов. На форуме подводятся итоги конкурсов, которые проходят в рамках этого проекта, в том числе «Главный редактор года». В 2013 году им стал главный редактор вашего издания, «Вечерней Москвы», Александр Иванович Куприянов. Создали Клуб журналиста. Его членом может стать любой желающий, а те, кто подписался на журнал, автоматически становятся членами клуба. Членство дает возможность бесплатно участвовать в вебинарах, которые мы проводим 2–3 раза в месяц, доступ к цифровой версии журнала, который выкладываем на сайт в день, когда отправляем принт в печать, и много других бонусов, с которыми можно познакомиться на нашем сайте. Как я уже сказала, проводим вебинары, семинары, развиваем сайт. Одним словом, нам 105 лет, но мы в постоянном поиске, стареть не собираемся, на пенсию тоже. Идей много. Главное, нам есть куда двигаться!

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.