История «Кока-Колы»: как микстура стала популярным прохладительным напитком
Совсем скоро, 29 марта, «Кока-Кола» отмечает день рождения. Всеми любимой газировке исполняется 133 года. Об истории создания популярного бренда — в материале корреспондента «Вечерней Москвы».
ИСТОРИЯ
Изобрел «Кока-Колу» американский врач Джон Пембертон в 1886 году. Он экспериментировал, создавая разные модные в ту эпоху микстуры и снадобья. Взяв немного листьев дерева коки и семян растения кола, он перетер их в порошок в одному ему известной пропорции, развел водой и получил необычную микстуру. Название напитку дал знакомый Джона — Фрэнк Робинсон. Фрэнк увлекался каллиграфией и заодно нарисовал, как мы сегодня говорим, логотип — с небольшими изменениями он используется и сегодня. Вода в составе была обычная, газированная не использовалась.
Джон вложил в производство 70 долларов (около 2 тысяч долларов в сегодняшнем эквиваленте), реализовав продажу напитка всего лишь на 50 долларов. Удрученный, Джон продал все производство в 1888 году и вздохнул спокойно.
Новый владелец — аптекарь Аза Кендлер — вложил в компанию уже 2 300 долларов в 1891 году, а через несколько лет продал фирму уже за баснословные 25 миллионов. А после решения смешивать микстуру с газированной водой и продавать ее в бутылках, прибыль «Кока-Колы» еще больше увеличилась.
КОНКУРЕНЦИЯ
В 1898 у компании появился конкурент. Аптекарь (тоже американец) Калеб Брэдхем придумал напиток «Пепси-Кола». В названии — уже знакомые нам семена тропической коки и пепсин.
У фирмы Брэдхема судьба была не такая радужная. Если «Кока-Кола» развивалась стремительно и до сих пор пропорции «настоящего» напитка держатся в тайне, то Калеб Брэдхэм был вынужден публично рассекретить рецепт пепси-колы после признания его фирмы банкротом в начале 1920-х годов. Его компания стремилась обогнать «Кока-Колу», но всегда оставалась на вторых ролях.
В 1931 году «Пепси-Кола» добилась прорыва, продавая напиток в бутылочке за те же деньги, что и «Кока-Кола». Напитка в таре содержалось аж в два раза больше, продажи резко пошли вверх. В 1960-х родился легендарный лозунг: «Новое поколение выбирает Pepsi», еще более прибавив популярности «детищу» Брэдхэма.
Компании по сей день конкурируют друг с другом, хотя уже давно превратились в мощные транснациональные корпорации, выпускающие множество разнообразной продукции.
ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
Оба популярных напитка не полезны для здоровья. Доктор Амина Хабибова уверена, что они содержат слишком много сахара, вредного для зубов. Ортофосфорная кислота, которая тоже имеется в составе, пагубно сказывается на состоянии желудка. Зато у обоих напитков есть не пищевое применение: мастер по ремонту велосипедов и восстановлению старинных автомобилей, москвич Павел Сучков успешно чистит «Кока-Колой» хромированные предметы.
— Если прикипел болт или нужно очистить старые монеты, ювелирные украшения — просто поместите их в стакан с «Кока-Колой» или протрите тряпочкой, обильно смоченной напитком, — уверяет Павел Сучков.