Что нужно знать, чтобы максимально облегчить себе экзамены по вождению
В Министерстве внутренних дел назвали самые частые ошибки тех, кто сдает экзамен на водительские права в России. На площадке кандидаты в водители чаще всего не справляются с эстакадой, параллельной парковкой и заездом в бокс задним ходом. При сдаче практического зачета в городе испытуемые забывают про поворотники. На втором месте — неуверенное управление автомобилем, отмечают в МВД.
Главный эксперт Национального экспертного совета по обучению и тестированию водителей транспортных средств Александр Лыткин рассказал «Вечерней Москве», как правильно выбрать автошколу, готовиться к экзаменам и избежать стресса во время испытания в ГИБДД.
— Я согласен, что самая частая ошибка связана с указателями поворота. В этот список добавил бы неиспользование зеркал заднего вида, то есть маневрирование не глядя. На третьем месте нежелание пристегиваться ремнем безопасности и забывчивость: не все помнят, что надо снять автомобиль с ручного тормоза, когда трогаются с места, — говорит Лыткин.
По его словам, при выборе автошколы надо изучать документы, которые она предоставляет: лицензию и заключение ГИБДД. Необходимо обращать внимание на места обучения, которые прописаны в заключении. Если занятия проходят по другим адресам, это грубое нарушение лицензионных условий и противозаконно.
— Такие обстоятельства влекут за собой приостановление действия лицензии, либо ее аннулирование, либо признание обучения незаконным, — подчеркивает специалист.
Сейчас это все можно перепроверить, говорит эксперт, так как заключение по любой автошколе есть на сайте ГИБДД. В специальном разделе там размещены данные об этих учебных учреждениях: до какого времени действуют лицензии, в каких местах разрешена образовательная деятельность. Если есть несовпадения, можно задать вопросы руководству автошколы или просто ее поменять.
Что касается преподавателей и мастеров производственного обучения, то это по большей части лотерея, считает Александр Лыткин.
Кандидату в водители надо организовывать свой учебный процесс, отталкиваясь от графика учебы или работы. Школы, как правило, это учитывают: открывают группы выходного дня и группы, которые работают по вечерам.
Стрессы на экзаменах возникают из-за того, что люди недоучились, уверен специалист.
— Когда человек получил нужные знания и навыки, у него нет беспокойства, ведь он работает на уровне рефлексов. Да, волнение может быть, но не более, — поясняет собеседник «Вечерней Москвы».
Кандидат в водители по закону не имеет права пропускать ни одного урока в автошколе, напоминает специалист.
— Существует определенное количество часов теории и вождения, которое необходимо, чтобы сдать квалификационные экзамены в автошколе. Увеличивать прохождение теоретической и практической части можно сколько угодно, а уменьшать нельзя. И если он недобирает где-то часов, то школа де-юре не имеет права допускать его к экзамену в ГИБДД, — резюмирует Александр Лыткин.
Автомобильный обозреватель «Вести ФМ» и «Радио России» Игорь Моржаретто в комментарии «Вечерней Москве» также подчеркнул, что для хорошей подготовки надо внимательно слушать лекции и не пропускать ни одного практического занятия, так как минимального норматива теории и практики многим не хватает.
— Даже при том, что курс сейчас увеличен по сравнению с тем, что было 10 лет назад, этого все равно маловато, чтобы выпустить человека, уверенного в себе перед экзаменом. Во всех странах мира, и в России тоже, предлагается брать дополнительные занятия, — говорит Моржаретто.
Одна из самых важных вещей при сдаче — то, как к тебе относится экзаменатор, отмечает эксперт.
— Ведь если он на тебя рыкнет, то начинаешь нервничать и допускать глупые ошибки. Я беседовал в свое время с руководителем Европейской ассоциации экзаменаторов, и он мне рассказал, что те, кто проверяет умения кандидатов в водители, раз в год проходят психологический тренинг. Там учат справляться с раздражением на учеников и дают установку на то, что будущие водители по определению плохо подготовлены, — отмечает автоэксперт.
По данным МВД, в 2018 году теоретический экзамен в ГИБДД с первого раза сдал 41 процент кандидатов в водители, а практическую часть — 31.
Читайте также: ГИБДД планирует внести изменения в экзамен на права