Владимир Путин попробовал себя в роли вожака журавлей
На орнитологической станции «Кушеват» глава государства пообщался с членами научно-исследовательской экспедиции и поучаствовал в одном из экспериментов, главной целью которого было показать выращенным в питомнике журавлям маршрут перёлета.
Находясь за штурвалом мотодельтаплана, который птицы принимают за своего вожака, Путин совершил три полёта - первый ознакомительный, а два других - с птицами. Первый раз за ним взлетела только одна птица, однако во время второго полёта в хвост дельтаплану пристроились уже пять стерхов. Несмотря на то, что спустя несколько кругов их осталось двое, они летели вместе ещё около 15 минут.
После полетов глава государства признался, что истребителем управлять оказалось легче, нежели мотодельтапланом: «Техника гораздо более чувствительная. Если начинает потряхивать, адреналинчик сразу повышается».
Проект «Полёт надежды» предполагает проводку выращенных в питомнике птенцов стерха с гнездовий в Ямало-Ненецком автономном округе через Западную Сибирь и Казахстан на юг Узбекистана, где впервые в мире создается альтернативная зимовка этих птиц.
Ожидается, что создание этой зимовки позволит значительно сократить маршрут полёта журавлей и снимет проблему потерь популяции во время миграции в Индию через Афганистан и Пакистан, где практикуется охота на этих птиц.
Орнитологи рассчитывают, что за пять лет этот проект увеличит популяцию стерхов в два раза. Если усилия оправдают себя, птица сможет развиваться самостоятельно, с минимальной помощью со стороны человека.
Стерхам, живущим в Западной Сибири, приходится особенно нелегко. Браконьеры Индии и Ирана, куда птицы летают зимовать, к настоящему времени практически безнаказанно cократили популяцию до двадцати особей. В этой критической ситуации главная ответственность за сохранение этого редкого вида журавлей ложится именно на Россию, поскольку он гнездится только в нашей стране.
Выращенные в заповеднике птенцы воспитывались по специальной методике, исключающей их привыкание к человеку. Ухаживающие за птицами специалисты одеваются в белые костюмы, имитирующие облик взрослого стерха. Для того, чтобы птенцы привыкли к звуку мотодельтаплана, им ставили его запись.
Как информирует «Интерфакс», выращенные в неволе перелетные птицы не могут самостоятельно лететь на зимовку из-за того, что нет взрослых особей, которые могут показать им маршрут.
По окончании эксперимента Владимир Путин рассказал, что остался им доволен, равно как и реализацией всех начатых ранее программ по сохранению редких видов животных.
«Облегчение присутствует от того, что все удалось. К крылу подходили справа, слева, красивые ребята, и чувство приятное», - сказал он. Президент добавил, что пока не знает, какому виду животных будет посвящена следующая программа: «Это должны сказать ученые, это должно быть с пользой, а не быть какой-то развлекухой».
Пять популярных вопросов о полете президента с журавлями
Кто такие стерхи и почему им уделяется такое внимание?
Стерх, или белый журавль, принадлежит к числу редких и исчезающих видов мировой фауны и включен в международную и российскую Красную книгу. В настоящее время численность якутской популяции вида (в дикой природе) оценивается приблизительно в 2900—3000 особей. Критическая ситуация сложилась с западносибирскими стерхами — их в природе осталось около 20 особей. В местах гнездовий факторами снижения популяции служат нефтедобыча и осушение болот. Западной популяции в России, а также в Пакистане, Афганистане и других странах угрожает охота на этих птиц.
Живут стерхи по 70 лет. Образуют устойчивые пары. Среди всех журавлей стерхи отличаются наибольшей требовательностью к условиям обитания, что делает сохранение этого вида трудновыполнимой задачей. Эти журавли больше других связаны с водным образом жизни, о чём говорит их длинный клюв и строение ног, позволяющее передвигаться по вязкой почве. Голос стерхов заметно отличается от других журавлей — чистый, высокий протяжный звук.
Что за летательный аппарат пилотировал Владимир Путин?
Глава государства управлял дельталетом – сверхлегким летательным аппаратом весом около 500 килограмм, оборудованным мотором, гибким крылом и двумя сиденьями, закрепленными на металлической раме машины. Его в разговорной речи часто путают с дельтапланом, или мотодельтапланом. От первого дельталет отличается наличием мотора, от второго – смонтированными на каркас шасси. Как правило, на мотодельтапланах пилот перед отрывом от земли разгоняется ногами.
Крыло дельталета состоит из силового дюралевого каркаса, расчаленного стальными тросами и обтянутого обшивкой из синтетической ткани. К мототележке с двигателем и сиденьями пилотов крыло крепится специальной шарнирной конструкцией.
Средняя стоимость дельталета – около 700 000 рублей, Владимир Путин купил его на собственные деньги. Стоит отметить, что президентский летательный аппарат еще не самый дорогой. «Люксовые» модели дельтапланов часто оборудованы полноценными остекленными кабинами, «навороченной» приборной панелью и прочим. Дельталет президент обещал передать специалистам по работе с редкими птицами.
Не слишком ли президент рисковал собой?
Дельталет – достаточно надежный летательный аппарат. В программу подготовки пилотов в обязательном порядке входит посадка с выключенным двигателем – в этом случае аппарат просто планирует в воздухе со снижением высоты. Так что при отказе двигателя пилот способен посадить аппарат, только вот нашлась бы подходящая площадка. По словам главы государства, перед этим полетом он полтора года тренировался управлению дельталетом. Вдобавок, Владимира Путина сопровождал профессиональный пилот Игорь Никитин, отлетавший на различных аппаратах сверхлегкой авиации немало часов. Он сидел чуть сзади и сверху президента и давал ему подсказки через гарнитуру радиостанции. К тому же у Никитина была дублирующая ручка управления дельталетом.
Крыло летательного аппарата выполнено из прочной синтетической ткани типа дакрон с плотностью не менее 300 грамм на квадратный метр. Так что клювам и когтям молодых стерхов, взбреди им в голову агрессивное поведение, не удалось бы повредить дельталет.
В качестве дополнительной защиты президент надел шлем и специальные плотные очки. Под белым маскхалатом, на манер тех, что используют зимой спецподразделения Владимир Путин был тепло одет. Так что простыть на немалой высоте и скорости примерно в 60 километров в час ему не грозило.
Повезло в тот день и с погодой, которая неприятных сюрпризов не преподнесла. При прохождении грозового фронта, сильном порывистом ветре, тумане и прочих опасных метеоусловиях управлять дельталетом настоятельно не рекомендуется.
Почему президент отправился в полет в белом маскхалате?
Белый костюм, скрывающий лицо и фигуру человека при контакте с птицами, необходим, чтобы обмануть стерха (впрочем, ему во благо). Своим родителем птенец считает существо, которое он видит, вылупившись из яйца. Если в памяти запечатлелся человек, то после того как ее выпустят в природу, птица не будет избегать людей, наоборот, станет стремиться поселиться к ним поближе, но это доверие может привести стерха к гибели. Белая одежда «превращает» человека в стерха и снимает проблемы последующей адаптации птиц к жизни в дикой природе.
Тут следует упомянуть любопытную особенность этих лебедей. Врожденным у них является инстинкт перелета на зимовку в теплые страны, но не маршрут. Его стерхи изучают, в первый раз отправляясь в путь вместе с родителями. А поскольку в неволе «воспитываются» птицы людьми, то честь и обязанность отправить лебедей в первую «загранкомандировку» ложится на человеческие плечи. Выращенные в питомнике журавлята воспринимают летательный аппарат как лидера стаи и следуют за ним до места зимовки, совершая остановки для отдыха в заранее выбранных подходящих местах. Впоследствии более 90% птиц после зимовки самостоятельно возвращаются на домой.
В Интернете писали, что Владимиру Путину придется для полета надеть на лицо еще и маску с пластмассовым клювом, однако он обошелся без нее. Почему так?
Во-первых, согласитесь, не пристало главе государства цеплять на себя бутафорский клюв. Во-вторых, в нем нет абсолютно никакой необходимости. Молодой стерх не станет рассматривать лицо человека и пытаться обнаружить обман. Достаточно лишь, чтобы вся одежда пилота была белого цвета – лицо можно прикрыть белым шарфом, птица разницы не заметит.