Георгий Делиев: «Джеки Чана я бы засыпал комплиментами!»
7 сентября, в День города, он выступит в Москве с большой программой - вместе с одним из самых знаменитых европейских клоунов Джанго Эдвардсом.
Накануне выступления Георгий Делиев дал эксклюзивное интервью нашему корреспонденту.
Клоун-«разрушитель»
– Знаменитый «российско-европейский» клоун Слава Полунин считает Джанго Эдвардса своим учителем. А вы?
– И я тоже! Джанго Эдвардс – это анархист, панк, хиппи; это человек с абсолютной свободой, ребенок в душе. Но – разрушитель! Он разрушает любые социальные стереотипы, которые «приобщают» людей к обыденности, – и своими спектаклями, и мастер-классами, и уличными провокациями. Причем он даже в своем сегодняшнем возрасте продолжает делать то, что делал в 20 и 30 лет. Он, кроме того, очень обаятелен. У него такая сильная харизма, что она побеждает ханжество, которое мешает зрителям воспринимать его искусство. Но, конечно, он очень шокирующий. Во время выступлений у нас его даже просят немного попридержать свое «хулиганство». Не знаю, как он поведет себя на этот раз, но я рад, что мне и моим московским зрителям представится возможность снова с ним пообщаться.
– Еще в молодости, будучи студентом архитектурного института, вы увлеклись клоунадой – и сделали ее своей профессией. Когда вы почувствовали себя клоуном? Какой «внутренний образ» в этом амплуа вы избрали для себя?
- В детстве я обожал Чарли Чаплина, даже когда еще и не мечтал быть клоуном. Тогда для меня эта профессия была еще более несбыточной, чем космонавт. По крайней мере, было понятно, как можно стать космонавтом, – а вот как стать клоуном я не представлял. Фильмы Чаплина я смотрел в кинотеатрах, очень их любил, но информации было мало. Любил клоунов в цирке, всегда просил родителей, чтобы вели меня в цирк, ждал выхода клоунов больше, чем другие номера.
Потом, когда я начал заниматься пантомимой, открыл для себя Марселя Марсо; естественно, американского актера и режиссера-комедиографа Гарольда Ллойда: потом мне открылись братья Маркс. Я начал читать книги о них, изучать фотографии – тогда еще не было возможности посмотреть видео.
Потом был Мистер Бин и Бенни Хилл, позднее – Джим Керри… К счастью, мне удалось поучиться и поработать у Терри Гиллиама – известного британского киноактера, режиссера, мультипликатора и художника. Несколько лет назад он ставил спектакль Славы Полунина «Диабло» в Париже – в жанре «философской клоунады» – и мы играли этот спектакль.
…Каков мой комический персонаж? На сцене – такой задиристый, он агрессивный, но вместе с тем он и лирический, и ранимый, и он очень часто меняет свое настроение!
«Любимый актер Киры Муратовой»
– Вы известны также и как актер «серьезного жанра» – к примеру, много работаете с Кирой Муратовой, вас называют даже любимым актером этого выдающегося режиссера. Расскажите, если можно, историю вашего сотрудничества.
– Насчет «любимого актера» – нужно спросить у Киры Георгиевны. Но раз снимает практически во всех своих фильмах, то, наверное, ей нравится со мной работать – к счастью для меня. Всегда, когда Кира меня приглашает, я принимаю ее предложения, иногда, даже не успев прочитать сценарий: знаю, что, конечно же, буду сниматься.
Началось все с приглашения в фильм «Второстепенные люди», где я сыграл маленький эпизод; потом была главная роль во второй части фильма «Чеховские мотивы». Затем были «Настройщик», «Мелодия для шарманки»… И вот сейчас очень интересная работа – «Кинопробы. Однокурсники» (второе название — «Вечное возвращение»), где разные актерские дуэты играют одни и те же ситуации по-разному. Я до сих пор не понимаю, как ей это удалось. Я даже спрашивал у Киры, как это получилось, ведь где-то мы должны быть похожи. Она ответила – нет, все актеры вот так сыграли по-разному. Словом, интересных моментов много, потому что она – очень интересный человек!
Слава Полунин: когда люди расцветают
– В 1984-м вы работали в Ленинградском театре «Лицедеи» под руководством знаменитого Вячеслава Полунина – и впоследствии не раз встречались на одной сцене с этим замечательным мастером клоунады. Как вы думаете – в чем его главные достижения?
– Главным достижением Славы я считаю создание современного Театра клоунады. Потому что попытки других артистов и режиссеров создать такой театр – это были эксперименты, маленькие островки. А Слава Полунин создал целую планету – современный Театр клоунады, философию этого театра, который отличается от всех других театров, в том числе и от традиционного, причем радикально. Цирк Дю Солей тоже был создан отчасти под влиянием Славы Полунина. Он приглашает работать к себе людей необычных, со своей философией, собирает этих людей и предоставляет им свободу в любых проектах, и эти люди расцветают по-новому. Он знает, в какую землю посадить эти зерна, чтобы они расцвели, – это касается и художников, режиссеров, фотографов, я уже не говорю об артистах.
Я научился у него именно такому театру: комедии персонажей, потому что до этого мне толком не преподали, что это такое. А у Славы его театр начинается именно с персонажей. Он настолько охватил все визуальное искусство, что из этого создал то, что уже, казалось бы, изобретено и открыто, но фактически – это совершенно новый вид искусства. Он, безусловно, гениальный человек.
«Маски-шоу»: так, как я хочу!
- Вы являетесь создателем и актером популярного комического телесериала «Маски шоу» – расскажите, пожалуйста, как все начиналось!
– Мне всегда хочется делать то, чего еще не было… Сериал «Маски шоу» тоже является таким экспериментом, потому что когда мы с Алексеем Митрофановым (первым продюсером «Масок») спорили, и он мне доказывал, что так на телевидении не делается, объяснял мне законы, как создается любой телевизионный продукт, я говорил – нет! Я буду делать именно так, как я хочу! Пусть это неправильно, зато интересно. Мы очень много спорили, доходило до ссор, что-то проваливалось по моей вине. Он говорил: вот видишь, я же прав, а ты не прав! Я отвечал: «Ну да, ты прав», – и все равно продолжал снимать, пока количество не перешло в качество.
Меня очень поддерживали мои коллеги, Борис Барский, например. Постепенно зрители начали нас смотреть…
Самая идея «Масок» возникла из немного кино: когда появился звук, немое кино умерло. Я подумал, что нужно взять современные темы и реалии и реализовать «под немое кино». Знаменитый Гайдай, который применял ускоренный монтаж и немые фрагменты в своих фильмах, тоже вдохновил меня на это. Когда-то мы даже с ним встречались – и он, и Георгий Данелия поддержали меня. Вот отсюда возник стиль «Масок». Вся наша творческая группа была так богата фантазией, что мы писали сценарии в огромном количестве, снята лишь двадцатая часть.
Юбилейный тур: «нечто сюрреалистическое…»
– Насколько я знаю, сейчас вы готовите свой юбилейный тур по России, посвященный 30-летию вашей творческой деятельности. Какова будет его программа? Где в первую очередь собираетесь выступать?
– Прежде всего в Москве. А потом – обязательно Питер, города Золотого кольца. В Москве будем играть в Театре на Яузе, 6 и 7 декабря. Привезем новый спектакль «Маски в кубе», над которым я сейчас работаю. Это шоу, которое включает в себя и наши хорошо знакомые номера, проверенные временем. С другой стороны, будет что-то совершенно новое и сюрреалистическое, где теряется представление, вымысел это или реальность.
В спектакле будут уникальные трюки и спецэффекты, трюковые ноу-хау, которых зритель еще нигде не видел. Обязательно хочу привезти и другие спектакли – «Дон Жуана» по пьесе Бориса Барского, «Орфея и Эвридику» по его же пьесе и «Отелло». Есть еще сюрреалистическая комедия «Ночная симфония», очень странный спектакль, но показать его в Москве тоже хочется.
- А мечтаете о чем?
– У меня есть несколько сценариев фильмов, которые хочу снять, – вместе с актерами «Масок», а также с российскими актерами, которых я люблю, с которыми мне было бы интересно работать. А еще, к примеру, есть мечта сняться в фильме с Джеки Чаном или поработать с ним! Однажды мы снимали в одно и то же время в Крыму – каждый свой фильм, но не пересеклись. Случись это, я засыпал бы его комплиментами!