Я сам обманываться рад...
Людям, занимающимся такого рода бизнесом, для рекламы своей деятельности необходимо будет предъявить соответствующее разрешение (лицензию) на них. О причинах популярности этих видов услуг «Вечерке» рассказала известный московский психолог Наталья Варская.
Наталья Варская, психолог:
— Многие из тех, кто называет себя магами, колдунами, экстрасенсами, в определенной степени обладают способностями психолога. Не зря же психология как наука родилась из магии...
Опасность заключается в том, что зачастую психологи эти — доморощенные, без образования и нередко не в состоянии понять, что перед ними человек с психическим заболеванием.
Психолог и психиатр — это ведь разные профессии, как вы понимаете. Психиатр с патологией психики имеет дело, психолог — со здоровыми людьми, которым надо помочь справиться с какими-то проблемами.
Работая с психически нездоровым человеком, такой маг или экстрасенс совершает преступление. Его обязанность — направить клиента к психиатру, сам он не в состоянии оказать ему необходимую помощь. Иначе для человека это может закончиться трагедией.
ЭФФЕКТ ПЛАЦЕБО
Откуда же берутся рассказы о чудесных исцелениях после обращений к разного рода магам? Они рождаются не на пустом месте. Тут срабатывает так называемый эффект плацебо: в двух словах — когда больному прописывают обычную воду, выдавая ее за чудодейственное лекарство, и он начинает лучше себя чувствовать. Запускаются внутренние резервы организма, которые и помогают справиться с болезнью. Вот такая картина получается: человек пришел к экстрасенсу, тот руками помахал, совершил какие-то обряды — и человек выздоровел. И появляются рассказы о чудесных исцелениях. Но никакие ритуалы, горящие свечи и пасы руками не помогут человеку с органическим заболеванием психики.
ИЛЛЮЗИЯ ЗАЩИТЫ
Но ведь к магам и экстрасенсам обращаются и с неудачами в бизнесе, личной жизни. Неважно, какие методы использует чародей — бьет ли в бубен, ходит вокруг клиента с горящими свечами, — главное, он создает у человека иллюзию, что тот отныне находится под защитой. И от этого меняется его психологическое состояние, он начинает вести себя более уверенно. А когда ты не сомневаешься в своих силах, это уже половина успеха. Так же и с проблемами в личной жизни. Приходит женщина: никто на меня не смотрит, никому я не нужна… Над ней руками помахали, заклинания произнесли — и она начинает вести себя иначе, повышается ее самооценка, к ней и мужчины начинают относиться по-другому...
ОЖИДАНИЕ ЧУДА
Что заставляет современных людей обращаться к волшебникам? Инстинкт ожидания чуда, один из самых глубинных, как инстинкты самосохранения и продолжения рода. Если он и исчезнет, то нескоро. Почему же для решения проблем люди не идут к психологам? Корень «псих» в слове «психолог» многих пугает. К тому же наша психиатрия, как мы знаем, долгие годы была репрессивна. Поэтому пока есть спрос на чудо, будет и предложение.
ПОЗИЦИЯ ЦЕРКВИ
Сергий Рыбко, игумен:
— Есть такое понятие, как «суеверие», то есть суетная вера. Когда человек не имеет веры истинной, он ее подменяет суррогатом, ходит к гадалкам и колдунам. А ведь Бог может дать многое из того, что человек попросит в своей молитве. Как сказал Святитель Игнатий Брянчанинов, тому, кто полагается на волю Божию, незачем знать грядущее.
Возможно, среди разномастных магов, колдунов и ведуний есть 1% людей, которые действительно продали душу дьяволу и обладают какими-то сверхъестественными способностями, но на 99% они обычные жулики.
Человек, который обращается к ним за помощью в личных проблемах, зря тратит деньги. Никакое привораживание не заменит и не вернет любовь. А вот чрезмерное увлечение общением с такими исполнителями желаний и «врачевателями душ», слишком глубокое в него погружение чревато психическими срывами и болезнями.
Самый же тяжелый случай — погибель души. Как говорил Господь, не бойтесь тех, кто убивает ваше тело, бойтесь тех, кто может душу в геенну огненную забрать. Греха надо бояться — вот и все. Надо бояться оскорбить Бога. И опасаться нанести своей душе вред.
Запретить деятельность этих людей несложно, тут не надо ничего изобретать, достаточно тех законов, которые есть. Просто ими нужно грамотно пользоваться. Эти мошенники платят налоги, дают взятки — и бизнес процветает. Но я не знаю ни одного человека, которому они помогли, а пострадавших встречал много.
ДЕНЬГИ БЕРУТ, НО РЕЗУЛЬТАТ НЕ ГАРАНТИРУЮТ
У каждого из армии колдунов, магов, экстрасенсов и прочих чародеев своя специализация и свои атрибуты «волшебства».
Ясновидящие
На самом деле даром ясновидения обладают единицы. И если вам представляются ясновидящим в пятом или десятом колене, перед вами — шарлатан. Дар этот по наследству не передается. В подавляющем большинстве эта способность открывается в людях после перенесенного сильнейшего потрясения или несчастного случая.
Экстрасенсы
Они возьмутся предсказать вашу судьбу, как на блюдечке разложат перед вами события из вашего прошлого (правдиво или нет — это уже другой вопрос), рискнут взяться за диагностику здоровья. Порчи, проклятия, привороты-отвороты — этим экстрасенсы не занимаются, по крайней мере не должны.
Гадалки
У них, пожалуй, самый богатый ассортимент «орудий производства»: карты, руны, зеркала, свечи, таблицы, камни, кости — на этом список не заканчивается. Браться за снятие или наведение порчи гадалка не должна — не ее специализация. Как пишут на своих сайтах некоторые представительницы этого бизнеса, «настоящая гадалка не гарантирует исполнения желаемого результата» (оно и понятно); «никогда не возьмет деньги в руки на приеме, обычно посетители кладут деньги на стол, стул и даже на пол» (между прочим, некоторые продавцы и кассиры поступают так же — расчет «только через тарелочку»).
Знахари
Их основной арсенал — травы, заговоры, обереги. Но прежде чем отправиться к кому-нибудь из них за целебным зельем, прислушайтесь к совету врача-фитотерапевта Татьяны Ковалевой: «Если не хотите навредить себе, узнайте, есть ли у человека, который берется лечить вас, хотя бы диплом медицинского колледжа. Я слишком хорошо знаю, чем может заканчиваться прием всех этих знахарских снадобий, приготовленных руками безграмотного в медицинском плане человека».
Шаманы
Рекламируя свои способности, некоторые из них уверяют, что могут общаться с мертвыми, создавать фантомы, лечить, снимать порчи, приманивать удачу и успех.
Биоэнергетики
Если надо, вычистят «от грязи» не только биополе, но и ваше жилище, усилив тем самым чакры и выработку энергии.
НА ВОРОЖЕЮ ИМЯ РАБОТАЕТ
Как отреагировали на принятие законопроекта, запрещающего рекламу разного рода магических услуг, их «поставщики»? — А мне никакая реклама не нужна, — сказала корреспонденту «Вечерки» московская гадалка Альбина. — Меня полгорода знает, от клиентов отбоя нет. Никуда — ни в газеты, ни в Интернет — объявлений сроду не давала. Лучше всякой рекламы работает сарафанное радио. Это тем, кто клиентуру нарабатывает, туго придется.
ВРАЧИ И МИСТИКА НЕСОВМЕСТИМЫ
Как представители официальной медицины относятся к законопроекту, запрещающему рекламу оккультно-мистических услуг в СМИ? — Не могу согласиться с законопроектом, — говорит Юрий Полищук, руководитель отдела психической патологии позднего возраста Московского НИИ психиатрии. — Нельзя, чтобы узаконили понятие «оккультно-мистические услуги в здравоохранении». Целители, маги, колдуны и так массово орудуют на ниве здравоохранения и наносят ущерб здоровью людей.
ЭКСТРАСЕНСЫ — БЫВШИЕ ПСИХОЛОГИ
Среди экстрасенсов, магов и колдунов встречаются люди с дипломами профессиональных психологов.
— И ничего удивительного в этом нет. Чтобы расположить к себе человека, добиться его доверия, ты должен обладать базовыми знаниями. Я, например, окончила факультет психологии МГУ, училась в аспирантуре и считаю себя специалистом в сфере человеческой души, — говорит экстрасенс и биоэнергетик Марина К. — Без этого я не смогла бы добиться успеха.
ФАКТ
Более 400 доверчивых россиян стали жертвами так называемых экстрасенсов преступной группировки «Храм судьбы», которые обещали решить их проблемы дистанционно. В результате их услуги обошлись верящим в чудеса более чем в 200 миллионов рублей.
ЦИФРА
800 тысяч колдунов приходится в России на 620 тысяч врачей. К знахарям обращаются 50% раковых больных.