Офицеры ФСБ почтили память черноморских контрразведчиков
На столе у почетных представителей Федеральной службы безопасности конверты с марками в честь двух героев контрразведки – Александра Галушкина и Павла Силаева. После несложной процедурой «гашения», марки с именами героев превращаются в предмет коллекционирования для филателистов: специальным штемпелем на них наносят памятную дату в честь присоединения Крыма.
На торжественную церемонию гашения пришли ветераны контрразведки, действующие сотрудники, а также председатели ветеранских организаций ФСБ. С Крымского полуострова с приветственным словом прибыл председатель Совета ветеранов контрразведки Александр Рябухин:
– Очень символично, что именно в годовщину присоединения Крыма в состав России проводят гашение марок в честь героев, которые эту землю и защищали. Мне часто задают вопрос: как же так вышло, что за присоединение территории проголосовало 97 процентов крымчан? Отвечу за себя: лично я не мог поступить иначе, на этой земле мой дед защищал Севастополь, я сам родился в этом городе, когда он был в руинах и ходил здесь в школу в этой земле похоронены мои однополчане по войне в Афганистане и здесь родилась моя дочь. Я выбрал лучшее будущее для этой земли, за которую многие герои Великой Отечественной войны пожертвовали своими жизнями.
Контрразведчики Галушкин и Силаев были из числа таких героев. Павел Силаев, служивший в особом отделе НКВД Черноморского флота, героически участвовал в обороне Севастополя, вместе со своей женой Прасковьей Горшко уничтожал немецкие танки и даже обеспечивал эвакуацию командования Черноморским флотом и Севастопольского оборонительного района из оккупированного города. Погиб Силаев как настоящий контрразведчик, проникнув на вражескую территорию и уничтожив немецких захватчиков.
Когда он израсходовал все патроны, отстреливаясь от патруля, немцев все же удалось захватить его, однако Силаев спокойно положил в карманы две гранаты-лимонки и вместе с женой прибыл с ними в немецкий походный штаб прямо к руководству: генералу и штабным офицером. Но допросу не суждено было состояться: Павел привел в действие обе взрывчатки. Раздался оглушительный взрыв… Контрразведчик Силаев и его жена погибли, унеся с собой жизни немецких офицеров во главе с генералом.
Александр Галушкин же навсегда остался в летописях войны как бесстрашный подпольщик. Когда немецкие войска уничтожили практически весь десант моряков, освобождавших Евпаторию, казалось, что город уже полностью захвачен, и оккупанты смогут спокойно закрепиться там, но вскоре в городе стали появляться советские листовки с призывами не подчиняться требованиям захватчиков и карикатуры на германских властей. Единственный оставшийся в городе десантник Галушкин стал организатором подпольной группы.
Молва о делах героев-подпольщиков быстро разнеслась по осажденному городу, внушив жителям надежду о скором освобождении и неминуемого наказания врагу. В городе ввели жесткий оккупационный режим: на поиски подпольщиков бросили все силы гестапо и полиция. Эта борьба длилась более 2 месяцев. 7 мая 1942 года каратели вычислили дом, где находился Галушкин и окружила его. На предложения сдаться Александр ответил автоматной очередью, завязалась перестрелка. Окруженный контрразведчик убил нескольких оккупантов и погиб как герой. Оставив последний патрон для себя…
На церемонию гашения марок прибыл и сын легендарного чекиста Виктор Галушкин.
– Мы с моим отцом, безусловно, представляем крымчан, ибо сами родились и выросли на этом полуострове. С событиями на крымской земле всегда были связаны серьезные преобразования в России: Крымская война, после поражения в которой стало ясно, что нужны проводить глобальные реформы в стране и в результате было отменено крепостное право, 1942 год, когда Севастополь бросил все силы в борьбу за Сталинград, ровно через год после освобождение Севастополя 9 мая 1944 года наступила долгожданная Победа. Вспомните Ялтинскую конференцию в Крыме, после которой уже 70 лет над нашей головой мирное небо, и я верю, что и после Крымской весны тоже начнется череда решающих реформ во благо Отечества.
В честь присоединения полуострова в состав России Виктор Галушкин передал музею контрразведки бутылку вина с 1940 года, чудом уцелевшую в Массандре. Во время захвата Севастополя бочки с виной спешно расстреливали, чтобы они не достались врагу. Тогда над Ялтой стоял стойкий аромат вина. А именно эта бутылка уцелела, побывав и на Украине, и в Тбилиси, и в Баку.