Образование для всех. Учимся вместе, без барьеров и препятствий
Наверное, многие из вас видели на улицах столицы рекламный плакат, как будто нарисованный рукой ребенка: мальчики и девочки идут в школу, один из них сидит в инвалидной коляске. «Дети должны учиться вместе» — в этом социальном слогане, в этих простых словах — огромный нравственный смысл, ведь именно в детстве — и в школе, конечно же! — воспитываются, закладываются в душу самые важные человеческие качества, в том числе милосердие и сострадание, умение понимать и принимать другого человека как равного себе.
Вопросы образования детей с ограниченными физическими возможностями стали главными на повестке дня заседания Координационного совета по делам инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при мэре Москвы.
Сейчас в столице проживают около 1,2 миллиона инвалидов, из них 35 418 детей. Общая цифра не меняется на протяжении многих лет, но, как ни прискорбно, есть тенденция роста именно детей с проблемами здоровья. Только с 2009-го их стало больше на 4,5 тысячи. Причины тому разные. Но очень важно одно: нужно сделать все, чтобы маленькие граждане имели равные возможности со здоровыми сверстниками получить достойное современное образование. Ведь именно это залог того, что в дальнейшей, взрослой жизни они смогут занять свое место в обществе.
«От особых образовательных потребностей — к равным образовательным возможностям» — так обозначили тему обсуждения участники совета, среди которых были и представители органов исполнительной власти города, и представители общественных организаций инвалидов. А также педагоги, реабилитологи, социальные работники. В системе социальной защиты населения города работает сегодня пять реабилитационно-образовательных учреждений, в которых получают образование 1120 обучающихся.
Недавно в ведение Департамента соцзащиты населения были переданы несколько государственных образовательных коррекционных учреждений, где ребята обучаются по адаптированным образовательным программам и программам общего образования. По словам руководителя Департамента соцзащиты населения Владимира Петросяна, реорганизация позволила создать единое реабилитационно-образовательное пространство, повысить эффективность предоставления услуг.
Как было отмечено на заседании совета, Департаменты социальной защиты населения и образования Москвы проводят целенаправленную совместную работу по созданию условий для обучения детей с инвалидностью в общеобразовательных учреждениях — по адаптированным программам, со специальным сопровождением. Родители детей с инвалидностью имеют возможность сами выбирать учебное заведение для своего ребенка, — коррекционное, специальное или общеобразовательное. При этом активно развиваются инклюзивное и дистанционное образование. То есть сейчас у людей есть право выбора из множества вариантов именно той школы, того образовательного учреждения, которое наиболее подходит и «показано» каждому ребенку.
Среди других предложений, прозвучавших на заседании, было и такое: проработать вопрос создания на территории каждого района ресурсной школы, которая предоставит равные возможности получения качественного образования всем ученикам, как с инвалидностью, так и здоровым. Ведь и в самом деле дети должны учиться вместе — без препятствий и барьеров.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Владимир Петросян, руководитель Департамента социальной защиты населения Москвы:
- Сегодня создаются учреждения нового типа, такие как Комплексный реабилитационно-образовательный центр инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы и проблемами психоневрологического профиля. Реорганизация уже приносит свои плоды. Наши ребята успешно сдали ЕГЭ, параллельно мы развиваем реабилитационные услуги в этих учреждениях. Работа в этом направлении будет продолжена.
Что сделано в столице для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
• За последние четыре года в столице было построено 130 зданий для учреждений образования (только в прошлом году —39), во всех проектах созданы условия для того, чтобы их могли посещать маломобильные группы граждан.
• В качестве приоритетного направления развития системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и детей-инвалидов, рассматривается инклюзивное образование. Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное.
• Все образовательные учреждения обеспечены оборудованием для реализации адаптированных программ: зрительные ориентиры, оборудованные игровые зоны, «бегущая строка», тактильная дорожка в коридоре, подъемники, лифты, пандусы, ридеры, наушники, специальные канцелярские принадлежности для детей с ДЦП, таблички с названиями кабинетов по Брайлю, подъемники, вертикализаторы.
• Сегодня инклюзивные практики реализуют 316 образовательных организаций. Инклюзивное образование получают 8654 ребенка-инвалида школьного возраста.
ШКОЛА СТАЛА НАСТОЯЩИМ ДОМОМ
Иван Вишнивецкий, директор школы-интерната для слепых обучающихся №1:
- Нам приятно, что заседание Координационного совета по делам инвалидов при мэре Москвы, на котором обсуждалась такая важная тема, как образование детей с ограниченными физическими возможностями, прошло на базе нашего учреждения. Школа-интернат для слепых обучающихся № 1 была основана еще в 1882 году. Сейчас у нас обучаются 283 ребенка, 28 из них в дошкольных группах. Обучение проходит с 1-го по 12-й класс. Наши дети — тотально незрячие либо с остатками зрения 0,04 процента. И мы — единственная школа в столице, где все обучение ведется только на шрифте Брайля. Кроме этого, у нас есть пять вспомогательных классов, где обучаются ребята с другими сопутствующими заболеваниями.
Обучение в школе-интернате проходит по тем же общеобразовательным программам, что и в обычных школах. По окончании 12-го класса учащиеся могут выбрать сдавать ЕГЭ или традиционный государственный выпускной экзамен. Многие выбирают ЕГЭ, чтобы потом поступить в вузы. Причем сдают его неплохо. В прошлом году максимальный балл по русскому языку был 92, а по английскому — 95 баллов. Кстати, за последние три года школа выпустила пять медалистов.
Во второй половине дня у нас проходит социокультурная реабилитация. Наши дети ездят по музеям, выставкам. Есть также индивидуальные занятия по пространственной ориентировке, социально-бытовой, где детей учат навыкам самообслуживания в обычной жизни. Работают различные кружки, позволяющие ребятам реализовать себя творчески.