Чужую жизнь ценили больше, чем свою
В общей сложности бывший руководитель лаборатории Научно-исследовательского и конструкторского института монтажной технологии Минсредмаша СССР Козлова провела на месте катастрофы 131 день, дважды вылетая туда: в июне 1986 и 1987 годов.
Она — одна из разработчиков и испытателей дистанционного метода очистки кровель АЭС от радиоактивного мусора. Никто не задавался целью подсчитать, скольким людям ее разработка — клеевые захваты, или так называемые «промокашки» — спасли жизнь.
— «Промокашка» — это металлическая сетка, на которую нашивались ленты хлоп чатобумажной ткани, — объясняет Елена Александровна. — Устройство опускалось в ванну, где пропитывалось специальным клеем с добавлением отвердителя.
На крышу АЭС в 1986 году «промокашки» опускали вертолеты, и они же забирали их оттуда с «добычей» — радиоактивными обломками, вес которых мог достигать 200 килограммов.
Через год укладку клеевых захватов осуществляли уже с помощью кранов «Демаг».
— В поле был развернут лагерь, где солдаты нашивали на сетки «хвосты», — вспоминает Козлова. — Не все они были довольны такой «негероической» работой, а тут еще и женщина ими командует. Я как-то не выдержала и в сердцах сказала: «Дурачки! Мы же этими «промокашками» вам жизнь спасаем!» На вопрос, не боялась ли она, человек, который осознавал степень опасности ситуации, за собственную жизнь, Елена Козлова отвечает: — Нет. Не поверите, но никогда мне не было так интересно и никогда я так не радовалась результатам своей работы, как в те дни.
В ее книге «Схватка с неизвестностью» о тех трагических событиях вспоминают их участники. Мы листаем ее вместе.
— Вот наш инженер Лена Гольдберг, — показывает она на снимок. — Ее уже нет с нами. И технолога Танечки Баженовой, и других.
Но она помнит всех своих коллег, кто 30 лет назад вступил в схватку с неизвестностью и вышел из нее победителем.
Елена Козлова
Схватка с неизвестностью
«...Для снятия квадратного метра кровли вручную потребовалось бы не менее 40 минут. Подлежащая снятию площадь составляла 10 000 кв. м, и людские затраты при ручной дезактивации были бы огромными...»