Главное
Истории
Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Операции по спасению городов, или Как оживляют столицы

Сюжет: 

Международная панорама
Общество
Барон Осман перестроил Париж за 18 лет. Возможно, он и преследовал военные цели, создавая пути для быстрого прохода кавалерии в случае очередной Парижской коммуны, но именно он создал облик современного Парижа
Барон Осман перестроил Париж за 18 лет. Возможно, он и преследовал военные цели, создавая пути для быстрого прохода кавалерии в случае очередной Парижской коммуны, но именно он создал облик современного Парижа / кадр из фильма «Паспорт в Париж»
Программа Москвы по расселению жителей из пятиэтажек породила волну оптимизма, с одной стороны, но и скепсиса, с другой. Между тем это не первый подобный опыт.

Ни один мегаполис не может застыть в своем развитии. Меняются не только представления о том, как наилучшим образом город может и должен выполнять свои «официальные» функции, если он столица, но и понимание комфорта живущих в нем людей. В ХIХ веке одна из самых впечатляющих перестроек постигла Париж. В ХХ — столицу Каталонии Барселону.

Барон Осман, кардинально перестроив Париж всего за 18 лет, решал сразу несколько задач. У нас часто вспоминают одну — «военно-политическую»: мол, создав прямые проспекты, которые прорубали прямо сквозь густонаселенные трущобы, барон облегчал задачу не только расстрела баррикад, если кто-то вздумает их возводить для очередной Парижской коммуны, но и для быстрого прохода кавалерии в нужную «горячую точку». Такая задача действительно ставилась, однако к ней все не сводилось. Трущобы в центре были ликвидированы, полностью реконструированы системы канализации и водоснабжения. В Париже «до Османа» не хватало не только места для кладбищ, но и для парков. И вот благодаря ему появились знаменитые парижские бульвары, без которых город сегодня невозможно представить.

Ширина бульваров доходила до 32 метров. Через такой баррикаду не построишь. Зато это решало не только проблему прохода кавалерии в «трудные кварталы», но и транспортного движения. Город стал полицентричным, с расходящимися от каждого такого мини-центра лучами авеню и бульваров, что до сих пор помогает ему избегать больших автомобильных пробок. При этом большой центр города сильно оживился за счет вытеснения трущоб и строительства нового (массового) жилья для более состоятельных горожан. Причем первые этажи изначально отводились под общественные нужды — например, под магазины. И хотя барона Османа парижане, затронутые такой градостроительной революцией, часто клеймили почем зря, сегодня надо признать: без такой перестройки Париж, такой, каким мы его знаем по истории и по современности, просто не выжил бы. Это была «градоспасительная операция».

Впечатляющая перестройка постигла в ХХ веке другую столицу — Барселону.

Первым «перестройщиком» Барселоны стал инженер Ильдефонс Серда еще в XIX веке. Его проект перестройки города предполагал равномерное размещение общественных объектов и коммуникаций. Город он поделил на кварталы, расчерченные ортогональной сеткой улиц и магистралей. Кварталы были длиной 113 метров в форме восьмиугольника со срезанными углами. На каждом перекрестке — мини - площади . Именно Серда приспособил железную дорогу для городских перевозок (позднее пути стали использовать под трамвай). Серда предложил закрытые дворы. Внутри — пространство для жителей, никаким машинам там парковаться нельзя. Что компенсируется развитой сетью подземных парковок, где любой может купить абонемент по вполне доступной цене (месяц стоит около 100 евро).

Барселона сегодня — один из самых комфортабельных городов Европы. С большими общественными пространствами, парками. Начиная с 80-х годов ХХ века основной упор делался на развитие общественных пространств, ликвидацию «промзоны». В тот период, когда в Москве начали возводить «хрущобы», в Барселоне в 50–60-х годах ХХ века началась кардинальная перестройка районов массового жилья. И уже тогда был взят курс на развитие общественных пространств, который продолжается и поныне.

Это всего лишь два примера кардинальной реконструкции городов. Они по-своему разнятся, но их роднит одно — город должен развиваться, и у этого развития есть некие универсальные параметры: удобство для жителей, компромисс между общественным и личным транспортом, общественные пространства, красивая архитектура.

СПРАВКА

В 1935 году было принято постановление «О Генеральном плане реконструкции Москвы». Нужно было создать идеологический образ новой Москвы, превратить ее в столицу утопии. Многие старинные дома уничтожались или перестраивались до неузнаваемости, уступая место гигантам сталинского ампира. Осуществление Генплана остановила война.

Эксклюзивы
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.