Главное
Истории
Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Как жил, умирал и снова оживал Храм Христа Спасителя

Общество
Многие туристы посещают Москву с целью изучить культуру страны. 
Многие туристы посещают Москву с целью изучить культуру страны.  / Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»
Ровно 135 лет назад в присутствии августейшей фамилии, государя императора Александра III, при большом стечении народа состоялось торжественное освящение храма Христа Спасителя. Этим знаменательным событием завершилась сорокалетняя эпопея строительства главного храма Москвы и России.

ПАМЯТНИК ВОЙНЕ С НАПОЛЕОНОМ

Идея построить храм в честь победы над Наполеоном возникла сразу после окончания Отечественной войны. Так, еще в конце 1812 года на имя императора Александра I был подан проект о возведении грандиозного храма, который должен быть памятником победы русского народа в войне. Сама идея берет свое начало еще в древности. Удельные князья, а потом и московские государи ставили обетные храмы в честь каких-либо знаменательных событий, чаще всего – военных побед. Самый известный пример – собор Покрова Пресвятой Богородицы (Собор Василия Блаженного), который был построен по указы царя Иоанна IV Грозного в память казанского взятия в 1552 году.

Исходя из этих соображений, было принято построить храм, в котором будет место для молитвы и для монумента павшим.
Место для строительства было выбрано на самой высокой точке Москвы – на Воробьевых горах. Был объявлен конкурс в котором приняли участие крупнейшие архитекторы своего времени – А. Н. Воронихин, Д. Кваренги, В. П. Стасов. Результат оказался неожиданным – высокой комиссией под председательством самого императора было решено отдать предпочтение проекту никому не известного художника Александра Витберга. «Колоссальный, исполненный религиозной поэзии проект Витберга поразил
Александра. Он остановился перед ним и об нем первом спросил, кем он представлен. Распечатали пакет и нашли неизвестное имя ученика академии.

Александр захотел видеть Витберга. Долго говорил он с художником. Смелый и одушевленный язык его, действительное вдохновление, которым он был проникнут, и мистический колорит его убеждений поразили императора. "Вы камнями говорите", - заметил он, снова рассматривая проект», - так писал о Витберге Герцен в «Былом и думах».
Проект был похож на классический античный пантеон, сочетавший гармонию форм и величественность. В качестве одного из элементов декора предполагалось использовать стволы трофейных пушек наполеоновской армии.

Император Александр был в восторге от проекта и поручил строительство Витбергу. В качестве площадки были выбраны Воробьевы горы. В 1817 году торжественно был заложен первый камень.

В храме Христа Спасителя отметили «День православной книги» (архивное фото). В храме Христа Спасителя отметили «День православной книги» (архивное фото). / Фото: Пелагия Замятина

ВОРОВСТВО ПРОТИВ ПАМЯТНИКА

Судьба со строителем храма Витбергом обошлась сурово. Александр Витберг, который был блестящим художником не имел никакого опыта на посту организатора и администратора стройки – подрядчики легко обманывали идеалиста-архитектора. В результате, за пять лет строительство практически никуда не продвинулось. Ревизионная комиссия, назначенная разбирать, куда были потрачены государственные деньги, нашла, что средства ушли «неизвестно куда». Несчастный Витберг был под судом и направлен в ссылку. Строительству это не помогло. Выяснилось, что почва на Воробьевых горах очень неустойчива из-за подземных вод.

Вскоре после восшествия на престол императора Николая I в 1825 году проект строительства был заморожен.

ХРАМ НА НОВОМ МЕСТЕ

Между тем, новый император не собирался отказываться от возведения памятника войне 1812 года. Правда архитектурная концепция значительно изменилась. Вместо классических античных форм, новый храм было решено строить в византийской стилистике – император Николай был приверженцем консервативно-патриотического направления в искусстве и внутренней политике. Было решено строительство начать рядом с Кремлем – там, где стоит храм и сегодня. В николаевскую эпоху местность была застроена, и на берегу располагался старинный Алексеевский женский монастырь. Имущество обывателей было выкуплено казной, а монастырь переведен в Красное село. Есть легенда, что игуменья монастыря не приняла этого решения императора и прорицала, что место это будет пустовать. Архитектор Константин Тон предложил проект, весьма созвучный представлениям государя о грандиозном православном храме.

Новый проект воплощал традиционный христианский символизм: главный купол – Христос и четыре малых – евангелисты.
Храм должен быть украшен скульптурами из истории русской церкви.

Над внутренним убранством трудились выдающиеся художники своего времени – Суриков, Крамской, Верещагин. К 80-м годам XIX века здание было построено. В 1882 году к очередной годовщине Бородинского сражения в храме исполнили увертюру Чайковского "1812 год". Через год, во время коронационных торжеств, связанных с восшествием на престол императора Александра III, храм был освящен.

Мнения по поводу нового собора сразу разделились. Наравне с вострГом звучали и критические высказывания. Так, архитекторов обвиняли в гигантомании, безвкусии и даже подражанию Тадж-Махалу.

Тем не менее, храм Христа Спасителя стал центром духовной жизни Москвы. Хором храма, считавшимся лучшим, в разное время руководили выдающиеся композиторы духовной музыки – Архангельский, Чесноков. В храме проводились торжественные службы, посвященные государственным и религиозным праздникам – 300-летию дома Романовых, 100-летию победы в войне 1812 года.
Наконец, в 1917 году во время Собора, проходившего под сводами храма Христа Спасителя, был избран патриарх Тихон.

Ряд экспертов критиковали архитектуру храма Ряд экспертов критиковали архитектуру храма / Фото: Александр Кожохин, «Вечерняя Москва»

ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ

Судьба одного из главных символов православия после прихода к власти большевиков, объявивших атеизм новой государственной религией, была предрешена. Столица первого в мире советского государства не могла в качестве главной архитектурной доминанты иметь символ чуждой новому строю религии. В июле 1931 года на высшем уровне принимается решение о строительстве грандиозного дворца советов как раз на месте храма. А в декабре того же года здание грандиозного собора было взорвано. Дворец советов, правда, тоже так и не построили. Сначала помешала война, а потом появились и другие неотложные проекты, которые, помимо идеологической нагрузки, имели и важное народно-хозяйственное значение. Поэтому денег на постройку дворца так и не дали. Зато в 1960 году на пустой площадке появился грандиозный открытый бассейн «Москва», просуществовавший до начала 90-х годов прошлого века.

Вид со смотровой площадки РАН. Фото: Александр Кожохин, "Вечерняя Москва" Вид со смотровой площадки РАН. Фото: Александр Кожохин, «Вечерняя Москва» / Фото: Александр Кожохин, «Вечерняя Москва»

НОВЫЙ ХРАМ

5 декабря 1990 года был заложен первый камень в фундамент храма Христа Спасителя, который было решено восстановить в первоначальном виде. Начавшееся в конце перестройки духовное возрождение весьма способствовало всенародному энтузиазму и сбору средств на восстановление. В Рождественскую ночь 2000 года в храме была отслужена первая литургия патриархом Алексием II.

Сегодня храм Христа Спасителя вновь занял место главного храма страны.

Открытие XXVI международных Рождественских чтений в Храме Христа Спасителя Открытие XXVI международных Рождественских чтений в Храме Христа Спасителя / Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»

В храме постоянно находятся:

- частица Ризы Иисуса Христа;

- частица Ризы Богородицы;

- частица мощей апостола Андрея Первозванного;

- глава святителя Иоанна Златоуста;

- частицы мощей святителей Петра, митрополита Московского и Ионы, митрополита Московского, святых благоверных князей Александра Невского и Михаила Тверского, преподобной Марии Египетской;

- один из чудотворных образов Владимирской Божией Матери;

- чудотворный образ Смоленской-Устюженской Божией Матери;

- икона Рождества Христова, привезённая патриархом Алексием из Вифлеема;

- трон святителя

- икона собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, прославленных 20 августа 2000 года в храме Христа Спасителя;

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Новодевичий монастырь отмечает 494-летие

Эксклюзивы
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.