Главное
Истории
Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Иконописцы православной мастерской создают образы новомучеников

Общество
Знаменская церковь. Один из художников мастерской иконописи пишет образ по старинным русским канонам
Знаменская церковь. Один из художников мастерской иконописи пишет образ по старинным русским канонам / Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»
Епископ Дмитровский Феофилакт совершил чин освящения закладного камня в основание строящегося храма в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Каховке. Строительство церквей по программе «200 храмов» идет полным ходом. И для всех новых церквей, а также для тех, что постепенно возрождаются из руин, пишут иконы столичные иконописцы. Кто и как сохраняет сегодня традиции высокого церковного искусства, выясняла корреспондент «ВМ».

Ты заходишь в мастерскую, оборачиваешься и замираешь под взглядом Спаса Нерукотворного. Он умиротворенно смотрит прямо на тебя с большой иконы. Рядом на высокой доске светловолосая девушка легкой рукой выводит образа святых равноапостольных Владимира и Ольги. А у дальней стены еще одна художница покрывает нимбы святых позолотой. В иконописной мастерской при Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете работа кипит. Художники выполняют важный заказ — создают иконы для иконостаса храма великомученика Дмитрия Солунского в Хорошеве, строительство которого завершится в сентябре. Как только справятся с этой задачей, их уже будет ждать следующая. Иконописцы востребованны, ведь в городе становится все больше храмов.

Хранители традиций

Университет и мастерская появились практически одновременно. Тогда, 25 лет назад, ректор православного вуза, протоиерей Владимир Воробьев задался целью создать как факультет церковных художеств, на котором обучали бы иконописцев, так и место, где их таланты могли бы в полной мере раскрыться.

— Человек, который создает внутреннее убранство храма, пишет иконы, расписывает стены, — настоящий церковный служитель, — рассказывает Лариса Гачева, руководитель мастерской. — Когда факультет только зарождался, сюда пришли люди, в советское время обучавшиеся у иконописцев, чудом сохранивших свое мастерство и традиции, несмотря на гонения.

Если с эпохи Петра I живописцы стали отходить от традиционного иконописания, то после революции 1917 года традиции русской иконописи были практически утеряны. Дальнейшие события, изменение отношения новой власти к религиозным деятелям только усугубили ситуацию.

— Мастера старались сохранить искусство иконописи на свой страх и риск, — продолжает Лариса. — Так, в Троице-Сергиевой лавре в середине XX века появилась школа монахини Иулиании Соколовой. У нее обучалась одна из основоположниц нашего факультета церковных художеств, Ирина Васильевна Ватагина. Еще один наш преподаватель, отец Николай Чернышов учился у другого мастера иконописи — архимандрита Зинона. Таким образом и мы оказались преемниками иконописной традиции. Сохранили эту тонкую ниточку, почти оборвавшуюся за время противостояния советской власти и церкви.

Путь к образам

Когда говоришь о художественной мастерской, первое, что приходит в голову: помещение, заставленное мольбертами или досками для росписи, где пахнет красками, растворителями и деревом. Все это, конечно, присутствует, но мастерская — в первую очередь люди.

— Это работа всего нашего коллектива ПСТГУ, преподавателей, которые ведут проекты и сами пишут иконы, делают мозаики, расписывают храмы, и наших выпускников, — говорит Лариса. — Одной из первых таких совместных работ для большого числа наших художников стали нижний и верхний храмы Московского епархиального дома, где сейчас располагается главный корпус нашего университета. Мастерская существует не только для того, чтобы в ней работали выпускники факультета церковных художеств. Она поддерживает и развивает высокие идеалы церковного искусства, которые провозглашает наш университет.

Первые мастера пришли сюда в 90-е. Помимо тех, кто обучался у иконописцев в монастырях и храмах, были еще и выпускники светских художественных вузов, пришедшие к вере и решившие связать свою судьбу с русской иконой.

— Если говорить обо мне, то я пришла из Художественного института имени В. И. Сурикова, — вспоминает Лариса. — Там была ученицей известного монументалиста, академика Евгения Максимова. Тогда мы получили возможность обратиться к церкви, к вере. Мои друзья и коллеги пришли сюда после того, как посвятили православной тематике свои дипломные работы в светских институтах. К вере тогда приходили по-разному. Я родилась в семье философов, и, хотя все мои близкие крестились в 1972 году, когда я появилась на свет, моя семья была верующей, но не церковной. В храм меня привел мой диплом, сделанный еще в художественном училище. В 1991 году были найдены мощи преподобного Серафима Саровского, и их переносили крестным ходом через всю Россию, и это было разрешено впервые после безбожных лет. Я еще подумала, что лучше темы для диплома не найти.

Лариса вспоминает, как делала первые эскизы и наброски в Дивееве, рисовала портреты паломников, они тогда показались как будто сошедшими с полотна Павла Корина «Русь уходящая», там осознала, что как верующий человек должна быть в церкви, а потом поняла, что не хочет быть светским художником.

— Создание иконы — своего рода молитва, это служение, — говорит Лариса. — Решив, что мои умения могут принести храму пользу, я сосредоточилась на церковном искусстве.

Истории иконописцев во многом разнятся, но в одном точно сходятся — сначала в душе появилась настоящая вера, а потом духовные наставники благословили их на дело сохранения традиции церковной живописи.

— Меня привели в храм, когда мне было 12 лет, — рассказывает Ольга Скопец, параллельно раскрывая в цвете будущую икону святых Владимира и Ольги. — Благословение на путь иконописца я получила, когда мне исполнилось 17. Сейчас мне 32 года, я продолжаю писать иконы, и вряд ли может случиться так, что я однажды откажусь от этого. Это просто невозможно.

Все строго по канону

Сегодня мастера трепетно сохраняют не только традиции написания образов в том или ином стиле, но даже правила создания красок для икон. Лариса подходит к одному из ящиков, открывает стеклянную дверцу и показывает настоящую коллекцию минералов. Из них прямо здесь иконописцы изготовляют колера — краски для росписи. Все только натуральное. Никакого акрила или другой современной химии.

— Мы работаем в традициях древних иконописцев — русских и византийских, — поясняет Лариса. — В церковном искусстве мы отнюдь не модернисты. Каждый художник в нашей мастерской подходит к созданию иконы как к процессу сакральному, как к священнодействию.

Все начинается с эскиза. На этом этапе художник определяет свой художественный замысел, решает, в каком стиле писать образ. Можно создать икону в византийском стиле XIII века или пойти по стопам русских мастеров XVI столетия, взять за основу шедевры Андрея Рублева или Феофана Грека, а возможно, обратиться к образам, написанным совсем другими мастерами иной исторической эпохи. Эскиз может быть любого размера, важна его сомасштабность реальному изображению.

— После этого мы заказываем доску, — объясняет Лариса. — Доски приходят в мастерскую уже загрунтованными. Мы можем загрунтовать ее самостоятельно, знаем технологию, но сегодня, особенно если мы выполняем заказ с четкими сроками, удобнее воспользоваться услугами других специалистов.

Следующий этап — перенос эскиза на доску. Затем приходит очередь рисунка кистью.

— Все делают его по-разному, — продолжает Лариса. — Кто-то прорабатывает цвета, кто-то работает только с линиями. Зависит от мастера. Следующий этап — подготовка нимба и фона к золочению.

Символизм православной иконы — тема долгого разговора. А золото — особенный символ.

— Золотой цвет — образ божественного света, — говорит Лариса. — Он символизирует само Царствие Небесное, в котором уже находится тот человек, тот святой, образ которого сейчас пишет художник. Среди символов, которыми владеет иконописец, золото занимает одну из важнейших позиций. Множество икон в мастерской университета либо написаны полностью на золотом фоне, либо позолотой сверкают нимбы святых.

— Чтобы подготовить икону к золочению, необходимо ошкурить нужную зону и нанести особый грунт, полимент, — продолжает Лариса. — Затем икону нужно раскрыть в цвете.

Этот процесс называется роскрышью. Растолченные и растертые пигменты смешиваются с яичной эмульсией, и составляются цветные колера, непосредственно уже для написания образа.

Мастера сегодня работают на тех же эмульсиях, которыми пользовались легендарные иконописцы древности, с теми же пигментами. Цвета создаются из натуральных земель и минералов лазурита, азурита или диоптаза, используется киноварь.

— У современных красок совсем иная цветоотдача, — говорит Лариса. — Они непригодны для написания иконы. Работать над образами так, как это делали наши предшественники, — закон. В нашей работе нам очень помогают реставраторы. Но есть и некоторые изменения в технологии иконописи. По завершении работы мы должны покрыть готовый образ олифой, но со временем она темнеет. Через 80 лет покрытая ею икона потеряет свои цвета, и ее нужно будет восстанавливать. Сегодня мы ищем новые способы сохранить написанные образы как можно дольше без подобного эффекта. Мы начали покрывать икону не только олифой, но и современными лаками. Этот способ подсказали нам наши реставраторы.

Успеть точно в срок

Быть иконописцем и не верить, говорят, невозможно. Без молитвы образ не написать — не получится. Да и сама икона — как «Отче наш», что идет из самого сердца художника. А молитве каждого есть свой срок и свое время.

— Оля, сколько времени в среднем ты пишешь икону? Можешь сказать? — Лариса улыбается. Мы снова стоим рядом с Ольгой Скопец и наблюдаем за работой над образами ее святых покровителей. — Эту икону Ольга должна закончить за месяц. Поскольку образ создается под конкретный иконостас, у нас есть четкий срок выполнения работы.

Будущая икона будет значительно больше человеческого роста, так что у Ольги еще много работы.

— Как правило, я пишу один образ за три месяца, — чуть подумав, говорит художница. — Если речь идет о маленькой иконе, то и месяца может хватить. Но образа быстро не пишутся и спешки не терпят. Такое творчество требует особенной вдумчивости, созерцания, внимания. В конце концов, это же произведение искусства. Здесь спешка противоестественна.

По словам художниц, у каждого мастера — свой срок работы. Кто-то справляется за несколько месяцев, кто-то — за несколько дней. Точно предугадать невозможно, и среднего значения здесь не существует.

— У каждого из нас есть образы, которые пишутся легче, и те, что даются сложнее, — продолжает Ольга. — Но если говорить в общем, то объективно мужские образы пишутся проще — из-за бороды. Она уже дает иконе определенную выразительность. Но, конечно, все это сугубо индивидуально.

По признанию художников мастерской, один из самых любимых для них образов — образ Богоматери.

— На самом деле никогда не знаешь, как пойдет работа над новой иконой, — признается Ольга. — Но те святые, что ближе тебе в жизни, и пишутся легче. Один из самых дорогих для меня святых — новомученик и святитель Афанасий Сахаров. Я жила в местах, где прошли последние годы его жизни. Когда пишешь чей-то образ, как будто входишь в контакт со святым, вступаешь с ним в молитвенное общение.

Новейшая иконография

Перед сегодняшними иконописцами стоит важная задача, требующая вдумчивого и трепетного отношения. Речь идет о создании образов новомучеников, святых ХХ века, претерпевших в годы гонений муки и лишения, а затем совсем недавно канонизированных Русской православной церковью.

— Это очень ответственная работа, — признается Лариса Гачева. — Эти люди жили совсем недавно, многие из наших духовных наставников были лично знакомы с ними, и, конечно, разработка иконографии этих святых — непростое, но захватывающее дело. В своей работе мы пользуемся традиционными приемами иконописи, но стараемся достигнуть и портретного сходства со святыми. Реально живший на земле человек должен быть узнаваем, но с помощью иконописного стиля мы показываем его не в земной юдоли, а в Царствии Небесном.

Создавая иконы новомучеников, художники опираются на все те же византийскую и русскую традиции. Эти образы уже украшают многие храмы столицы. Особенное внимание иконописцы уделяют семье последнего российского императора Николая II.

— Нет сомнения, что все эти люди сейчас находятся в Царствии Небесном. Их праведная жизнь была признана церковью, — говорит Лариса. — Для нас это особенно важная работа и совсем особая ответственность. Этих святых люди запомнят по тем иконам, которые мы создадим. И мы будем первыми или одними из первых. Сложно передать все, что мы чувствуем, осознавая, какая задача стоит сегодня перед нами.

СПРАВКА

Иконописцы художественной мастерской при Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете расписывали:

■ храм Пресвятой Троицы на Пятницкой улице, Москва;

■ храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» и К рестильный храм в честь св. И оанна Предтечи при 1-й Г радской больнице им. Пирогова, Москва;

■ храм-памятник в честь Воскресения Христова Катынского мемориального комплекса Смоленской области;

■ храмы главного здания Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, бывшего Московского Епархиального дома в Л иховом переулке, Москва;

■ храм Свято-Софийского Детского дома для детей-инвалидов, Москва;

■ храм в честь Святого Александра Невского, поселок Барсово Киржачского района, Владимирская область;

■ храм Усекновения главы святого Иоанна Предтечи при Новодевичьем монастыре, Москва;

■ храм Владимирской иконы Божией Матери Никольской слободы Калязинского района, Тверская область;

■ храм великомученика Димитрия Солунского в Х орошеве, Москва.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета:

— Художественная мастерская нашего университета успешно работает для строящихся храмов и церквей, которые сейчас восстанавливаются. И речь идет не только о столичном регионе, но и о других епархиях. Мастерская тесно взаимодействует с факультетом церковных художеств Православного Свято-Тихоновского университета. Провести между ними грань зачастую очень сложно, практически невозможно, ведь ее сотрудниками становятся выпускники и преподаватели факультета. Наши мастера пишут иконы, создают фрески и мозаики. И уровень их работы, на наш взгляд, очень высок. Иконописцы сегодня очень востребованны, и, на мой взгляд, необходимость их работы будет все больше и больше признаваться обществом.

Протоиерей Александр Салтыков, декан факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета:

— К нам в основном приходят учиться православные молодые люди. Несколько раз студенты, не являющиеся верующими, пытались получить диплом нашего факультета, ведь мы выдаем документ о высшем образовании государственного образца. Но писать иконы, не веря в реальность того, что ты изображаешь, невозможно. А если художник искренне верит в высший мир и в то, что и в нем самом есть нечто высшее, есть душа, он учится здесь успешно. Потом многие наши выпускники находят применение своим талантам и навыкам в своих церковных приходах, которые очень заинтересованы в собственных молодых иконописцах. Это естественное распространение церковного искусства в церковной же среде.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.