Главное
Истории
Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

В школе не научат: пожилые москвичи посещают занятия по финансовой грамотности

Общество
У нас в стране неумение планировать доходы и расходы, незнание финансовых рисков, банальные ошибки в расчетах личного бюджета — настоящая проблема
У нас в стране неумение планировать доходы и расходы, незнание финансовых рисков, банальные ошибки в расчетах личного бюджета — настоящая проблема / Фото: Екатерина Якель, «Вечерняя Москва»
Считать деньги и пользоваться для этого технологиями — наука, которой, к сожалению, нас с детства не учат. А без этих знаний тяжелее всего приходится, конечно же, пожилым людям.

Очень часто от пожилых людей можно услышать что-то вроде: «Зачем мне эти ваши пластиковые карты, приложения, я уже старый человек, все равно ничего не пойму. А деньги — их дома надежнее держать».

Это психологический барьер, страх — вплоть до панического — перед электронными технологиями в финансовой сфере. Банковские карты, мобильные приложения, интернет-кредиты… Тут и молодому человеку запутаться недолго, а уж пенсионеру…

Снова за парты

И этим, само собой, вовсю пользуются аферисты. Статистика неумолима: более 80 процентов жертв мошенников — пенсионеры. Хотя даже без этого недостаток финансовой грамотности оборачивается для пожилых людей печально. Ведь навык обращения с деньгами у людей в возрасте, как известно, лучше всего развит в странах с большим опытом жизни в условиях рыночной экономики, а потому у нас в стране он относительно невелик и неумение планировать доходы и расходы, незнание финансовых рисков, банальные ошибки в расчетах личного бюджета — настоящая проблема. Время идет, а пожилые люди теряют свои кровные просто так. Деньги уходят в никуда просто оттого, что используются неправильно...

Но при всем этом, среди современных пенсионеров многие сами тянутся к изучению новых технологий и возможности их использовать. К примеру пользуются огромной популярностью занятия по компьютерной грамотности в рамках проекта правительства столицы « Московское долголетие», к которому уже присоединились более 170 тысяч москвичей. Поэтому вопрос, нужно ли обучать пожилых людей финансовой грамотности в современных цифровых реалиях, отпадает сам собой. И неспроста повышение финансовой грамотности граждан признано Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) одной из важнейших задач на сегодня.

Финансовые инструменты, которые все прочнее входят в повседневную жизнь российского общества: вклады и кредиты и их многочисленные разновидности, дебетовые и кредитные карты, финансовые мобильные приложения и интернет-банкинг… Научить пожилого человека, который и слов-то таких не слышал, пользоваться всем этим за один день невозможно. Тут нужна комплексная программа обучения. И она существует! В октябре Департамент труда и соцзащиты населения и Департамент финансов города Москвы запустили__ программу «Основы финансовой грамотности и финансовой безопасности». Этот проект за два первых месяца работы показал, что желающих пройти курс финансовой грамотности больше, чем предполагалось в самых смелых планах: занятия посетили более 2,5 тысячи москвичей. И от занятия к занятию аудитория слушателей растет.

Вопросы и ответы

После первой же недели занятий педагоги поняли, что их взрослые ученики схватывают знания, что называется, на лету. Записывают. Просят лекторов повторить, разъяснить моменты. А главное — применяют (или по крайней мере пытаются применить) полученные знания в жизни.

Пенсионерка Наталья Викторовна Кайгородова не пропускает ни одного занятия. А пришла она на занятия по программе с конкретным вопросом, в надежде, что преподаватели финансовой грамотности помогут его разрешить. Сестра Натальи Викторовны взяла кредит в микрофинансовой организации и теперь не знает, как его оплатить.

Кредитная организация подключила коллекторов. Они между тем, выяснив, что у должницы есть сестра, начали названивать Наталье Викторовне. Сначала беседовали вежливо, благодушно, но когда пенсионерка сказала, что она платить не обязана, их тон резко посуровел. Наталья Викторовна испугалась… Преподаватель Ирина Кетова объяснила Наталье Викторовне, что микрофинансовые организации часто продают долг коллекторам, которые установят процентную ставку на порядок выше и станут требовать добровольного возврата долга либо по суду с назначенной пенсии гражданки. Долг будет удерживаться с пенсии ее сестры до тех пор, пока не будет полностью погашен.

А вот обращаться к Наталье Викторовне, тем паче требовать с нее уплаты долга сестры, ни коллекторы, ни банки, ни кто-либо другой права не имеют. А если дело дошло до угроз — самое время обратиться в полицию.

Там хамов (которые вполне могут оказаться еще и мошенниками впридачу) быстро поставят на место.

Так мало-помалу слушатели начинают разбираться в финансовых продуктах и финансовой системе в целом. Кажется, еще вчера пенсионеры робко интересовались у преподавателей о том, что такое мобильное приложение, а уже сегодня в зале наперебой звучат вопросы об инвестициях, преимуществах вложения денег на короткий и длительный срок, оправданности потребительских кредитов, налоговых льготах и финансовых инструментах.

Нескучные занятия

Программа «Основы финансовой грамотности и финансовой безопасности» — это не просто набор лекций, которые читают преподаватели. Занятия поделены на три блока.

Первый посвящен финансовому мошенничеству. Здесь с пенсионерами подробно разбирают излюбленные схемы мошенников, объясняют, как не попасть в их сети при операциях с банковскими картами, получении кредитов. Рассказывают, как те манипулируют людьми при использовании интернета, посредством телефона, при валютных обменах. Описываются виды афер, с которыми можно столкнуться, а также даются рекомендации, как избежать их. Отдельно разбираются финансовые пирамиды и способы их идентификации.

Во втором блоке учат взаимодействию с банками, микрофинансовыми организациями и страховыми компаниями, разъясняют различия депозитных вкладов, возможности страхования имущества. Взвешивают возможности и риски.

В третьем блоке пенсионеров учат работать с финансовыми инструментами: акциями, облигациями (в том числе государственными) и инвестиционными паями.

Рассматривают и особенности проведения валютных обменов.

После лекций проводятся обязательные интерактивы и дискуссии по пройденной теме. Взрослые ученики, еще вчера не видевшие разницы между банком и микрокредитной организацией, понятливо кивают и все с большим интересом слушают о современных способах накопить и сохранить деньги, оценить финансовые риски, вычислить мошенника и не попасть к нему на крючок.Все глубже вникают в темы, задают все больше уточняющих вопросов, штудируют выданные преподавателями методические материалы и записывают лекции в специальную учебную тетрадь, в которой, кстати, тоже есть своя методичка по теме. К тому же многие ученики уже неплохо умеют пользоваться компьютером — они выходят в интернет, продолжая изучать тонкости финансовой грамотности уже самостоятельно. Само собой, после подачи материала лекторы дают практические задания, занимаются повторением пройденного и проверкой усвоенного материала. И ученики должны не просто повторить суть лекции, а сформировать и высказать собственное мнение, аргументировав его. Вопросы тут задают не только ученики.

Проводят занятия преподаватели и тьюторы Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Департамент финансов города Москвы совместно с Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы предъявили предъявил конкретный набор требований для отбора преподавателей проекта: помимо безусловного профессионализма и способности максимально простым языком объяснить сложные финансовые термины, они должны иметь искреннее намерение работать с людьми старшего поколения, доброжелательность, терпимость, стремление найти подход к каждому слушателю.

Грамотный подбор кадров вкупе с правильно подобранными материалами для занятий и сам способ их проведения сделали свое дело. Судя по результатам предварительного анкетирования слушателей программы, 100 процентов остались довольны уровнем подачи материала и признали, что полученные знания действительно пригодятся им в реальной жизни. Половина взрослых слушателей программы заявили, что если занятия продолжатся, они будут обязательно их посещать.

Лучшего результата и быть не могло!

ПРЯМАЯ РЕЧЬ  

Елена Зяббарова, министр правительства Москвы, руководитель Департамента финансов города Москвы:

— Дорогие друзья! В конце года принято подводить итоги, фиксировать достижения и строить планы. В 2018 году Департамент финансов города Москвы совместно с Департаментом труда и соцзащиты населения города Москвы заложили фундамент постоянно действующей системы содействия гражданам старшего поколения в получении знаний для защиты своих прав в финансовой сфере. Мы рады, что проект оказался востребованным, значит, усилия не напрасны. Уверена, знания, полученные в рамках программы «Основы финансовой грамотности и финансовой безопасности», позволят вам увереннее ориентироваться в финансовых инструментах, обезопасят от мошенников, помогут накопить и сохранить сбережения. Желаем вам и вашим родным благополучия и стабильности! Ждем на занятиях в 2019 году.

СПРАВКА  

Занятия для пожилых людей по программе «Основы финансовой грамотности и финансовой безопасности» бесплатны и проводятся три раза в неделю в территориальных центрах социального обслуживания населения в 60 районах Москвы. ТЦСО неспроста стали площадками программы: очень важно, чтобы пожилые люди могли посещать занятия в шаговой доступности, а не ездить на другой конец города. Каждое занятие, которые длится 2 часа, как правило, посещают 35–40 человек.

А с февраля по апрель 2019 года по программе будет проводиться цикл из трех занятий, по 2 часа каждое, еще на 60 площадках ТЦСО во всех округах Москвы. Каждое занятие будет представлять из себя 1,5 часа подачи материала в интерактивной форме и полчаса интеллектуальной игры. Узнать точное место и время проведения занятий можно в ближайшем ТЦСО. 

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.