Каждая вторая пачка масла на прилавке — обман потребителя
Игорь Вячеславович, какова в целом ситуация с продуктами на прилавках московских магазинов? Велик ли риск нарваться на подделки?
После отмены обязательной сертификации пищевой продукции производители все чаще отходят не только от требований ГОСТов, но и от собственноручно разработанных Технических условий, вводят потребителя в заблуждение, чтобы взять верх над конкурентами и увеличить объемы продаж.
Можно конкретнее? Сколько подделывается, к примеру, сливочного масла?
По общему объему продукции сказать трудно, а вот по ассортиментному перечню, судя по нашим данным, — больше половины. Вообще наши результаты очень хорошо коррелируют с выводами профессионалов-пищевиков, которые занимались подобным анализом ранее. Подтверждаются, к примеру, расчетные данные по коньяку: треть его в наших магазинах произведена из неизвестного сырья.
Какие открытия сильнее всего поразили лично вас?
Разочаровал черный шоколад «Победа» из поселка Клейменово Егорьевского района: какао-масло там щедро разбавляют заменителями. Целая россыпь нарушений в сегменте «живого» пива средней и низкой ценовых категорий.
В требования соответствующего ГОСТа вписывается лишь каждый пятый образец, в 14 случаях из 20 реальный «градус» оказался меньше заявленного производителем, а вот в «Лакинском» и в «Хмелеффе» обнаружены (видимо, в нагрузку) посторонние бактерии. К счастью, для человеческого организма не патогенные, но красноречиво свидетельствующие о низком уровне санитарного состояния производства. Самая неприятная история с пакетированным столовым вином.
ГОСТу оно, как правило, соответствует, и только при дополнительных испытаниях мы смогли выявить присутствие посторонних добавок в 80% образцов.
Что же делать? Как не нарваться на все это море подделок обычному покупателю?
Увы, самостоятельно распознать их присутствие невозможно. В первую очередь, имеет смысл отсекать аномально дешевые товары. Литр нормально произведенного вина 40 рублей сегодня стоить не может! А настоящий заслон контрафакту в состоянии поставить лишь государственная программа, на выходе которой — массированное информирование потребителей о результатах подобных замеров. Дальше участники рынка под неусыпным общественным контролем сами должны разобраться с горе-коллегами.