Педагог, который старается быть на уровне учеников
Но вот абсолютный победитель конкурса будет назван только 19 апреля. Один из лауреатов — учитель физкультуры в школе № 2005 Юрий Шендановин. Он победил по результатам зрительского голосования. Сразу после победы с ним побеседовала корреспондент «ВМ» .
— На абсолютную победу надеетесь?
— Конечно, очень хочется победить. Буду ждать 19 апреля. Наверное, каждый из педагогов, когда начинал участвовать в конкурсе, надеялся на победу. Когда мы, 32 человека, собрались в финале, я обрадовался, увидев, какие все интересные, разные и сильные преподаватели. Представляю, как жюри было тяжело. Возможно, если бы я не стал лауреатом, я бы расстроился так же, как другие ребята. Но удача, видимо, мне сопутствует.
— Что вам помогло войти в список лауреатов?
— У меня очень успешные ученики. Мои девочки — чемпионки Москвы по мини-футболу, на многих соревнованиях по разным видам спорта на окружном и городском этапах мы занимали призовые места. Мне захотелось соответствовать уровню учеников.
— Вы, можно сказать, взяли приз зрительских симпатий. Кого вы просили о поддержке?
— За меня голосовали мои близкие, друзья, коллеги и ученики школы, где я работаю. Еще друзья друзей, ученики соседних школ, бывшие ученики. Было охвачено очень много знакомых. Я с первой минуты вышел в лидеры sms-голосования и до последнего оставался первым. Конечно, у меня были достойные конкуренты, я это видел и знал.
— Что нового дал вам конкурс?
— Педагогические приемы и методы, которые показывали конкурсанты. На конкурсе была очень хорошая обстановка. Когда мы расставались, многие плакали, не хотели уезжать.
— Что из того, что вы узнали, поможет вам на уроках?
— Ну, как сказать… Я узнал многое о преподавании других предметов. У нас часто кто-то уезжает или болеет, и даже учителю физкультуры приходится выходить на замену на другие предметы. В 5-м, 6-м классах я вполне могу заменить учителя математики, русского языка или географии, особенно, когда дети работают с тетрадью и не нужно объяснять новый материал. У меня было такое пару раз, кажется, справлялся.
— Можете рассказать о своих методах преподавания?
— Мне важен личностно ориентированный подход, игровой метод. Но главное — это личность учителя. Дети видят и чувствуют, если в учителе есть чувство справедливости, доброта и порядочность.
— Кстати, а как вы относитесь к возвращению норм ГТО?
— Сейчас существуют нормативы «Московский спортсмен», но и вернуть ГТО — отличная идея. Значок постоянно напоминает его обладателю, что он способен работать над собой. Может, нужно добавить новые дисциплины в список, как-то доработать нормы.
— Традиционно ученики стараются увильнуть от уроков физкультуры, считая их бесполезными. Дети носят справки из поликлиники, отказываются от нагрузок.
— Школы все разные. Везде наверняка есть дети, которые любят просиживать на скамейках, забывают постоянно форму. Но у меня очень немногие сидят на скамейке, только после серьезной болезни. Хотя в основном даже такие ребята участвуют в уроке: организуют разминку, судят игры и так далее. И я их оцениваю.
— А хрупкая слабая девочка у вас пятерку может получить?
— А почему нет? Может получить и ребенок с избыточным весом, которому, как правило, тяжело бегать и прыгать. Мы давно уже отошли от нормативов. У нас не олимпиада, где выясняют, кто быстрее, выше, сильнее. Наша задача — увлечь ребенка спортом, научить организовывать досуг. Мы смотрим на развитие ребенка. Если он смог преодолеть себя, поднять планку — это будет оценено.