Владимир Пресняков-старший: Я всю жизнь отдаю долги
Работа надо новым альбомом «свела вместе» старых друзей — кроме «Петровича» в записи приняли участие Игорь Бутман, Андрей Макаревич, Дмитрий Маликов. Они исполняют очень близкие к джазу композиции и аранжировки маэстро. Об этой работе и джазе в целом мы и поговорили с Владимиром Пресняковым-старшим.
— Владимир Петрович, с одной стороны, вы считаетесь музыкантом эстрадным, с другой, выступаете на различных джазовых фестивалях, а, играя даже с попсовыми музыкантами, все равно время от времени позволяете себе джазовые пассажи. Кем вы себя считаете сами — джазменом или поп-музыкантом?
— Такой градации я для себя не различаю. Я просто музыкант, для меня главное — играть хорошо, а где, на сцене джаз-клуба или эстрадном концерте, вопрос второй. К тому же, если я исполняю какую-то поп-мелодию, то все равно я могу в ней импровизировать, использовать джазовые созвучия и приемы. Так что тут все очень смешано и провести водораздел между эстрадой и джазом невозможно. Правильно было кем-то сказано, что все искусство делится на хорошее и скучное.
— Вы росли в советское время, когда джаз был практически запрещен, как же джазовая музыка появилась в вашей жизни?
— Я учился в Свердловске, в военно-музыкальной школе по классу кларнета. Однажды в наказание за какую-то провинность меня не отпустили на выходные в увольнение.
Днем «штрафники» выполняли хозяйственную работу, а вечером им показывали кино.
Так я посмотрел «Серенаду солнечной долины». Как только я услышал музыку Гленна Миллера, моя судьба была решена. Конечно, саксофон был мне не по карману, но я отыскал музыканта, который разрешал мне заниматься на его стареньком инструменте в обмен на бутылку дешевого вина. Я к нему ходил около года и научился вроде бы прилично играть. Правда, когда у меня появился настоящий педагог, то он сказал, что я почти все делаю неправильно — пришлось переучиваться.
В 13 лет я сам организовал оркестр, начал сочинять и писать оркестровки для своих пьес.
— Джаз объединяет целый ряд направлений. А какие из них ближе всего вам?
— Сначала играл традиционный джаз. Но позже я услышал Орнетта Коулмена, и меня покорил джазовый авангард, который в то время входил в моду.
И я начал играть музыку, в которой на саксофоне извлекаются самые разные звуки хоть лай, хоть мяуканье. Но отбил у меня охоту играть так мой трехлетний сын, которого я решил начать учить играть на саксофоне. Однажды он вошел в раж и стал беспорядочно перебирать пальчиками по кнопкам… И вдруг я услышал самого настоящего Альберта Айлера, девизом которого был лозунг «Музыка должна ужасать». Мне просто стало плохо, когда я понял, что мой трехлетний сын играет почти так же как мэтр авангарда. Получается, что нет никаких критериев.
И тогда я подумал, что лучше я буду играть мейнстрим, больше заниматься и слушать таких музыкантов, как Стэн Гетц и Чарли Паркер.
Также я очень люблю и джазрок. Еще с тех пор как услышал первые джаз-роковые диски моего любимейшего музыканта Майлза Дэвиса. И в 1970 году мой друг электронщик поставил на саксофон «квакушку», с помощью которой я мог издавать самые различные звуки. Практически на каждом своем диске, а их уже 32, джазроковые приемы и интонации я использую.
— На ваш взгляд, что сейчас происходит с джазом?
— К сожалению, джаз, так же как и классика, превратился в элитарную музыку, то есть музыку для небольшого круга людей.
Хотя во времена моей молодости любовь к джазу была массовой. Бывает, и сейчас можно увидеть, как какой-нибудь 80-летний барабанщик играет с выражением счастья на лице.
А потом смотришь, как какой-нибудь сегодняшний мэтр играет так, будто делает публике одолжение. Впрочем, есть и другие музыканты, радует, что приходит молодежь.
Я с удовольствием смотрел «Большой джаз» на телеканале «Куль тура». Хорошо знаю Диму Мосьпана, победившего в конкурсе, это талантливый, уже поднаторевший музыкант, но я бы больше оценил молодого саксофониста Эльдара Цаликова. И Вадим Элинкриг, как выяснилось, не только блестящий трубач, но и хороший ведущий.
— А как вам московская джазовая жизнь?
— В Москве большое число кафе, в которых звучит джаз. Причем от классического свинга до ультрасовременного джаза. Также джаз звучит и в Доме музыки, зале Чайковского, иногда даже в Консерватории. Также в Москве большое число фестивалей, как в залах, так и на свежем воздухе. Можно сказать, Москва бурлит джазом.
СПРАВКА
Владимир Петрович Пресняков родился 26 марта 1946 года на Украине. Российский композитор, аранжировщик, саксофонист. Заслуженный артист (1996) и заслуженный деятель искусств России (2007). В 1967-м окончил Свердловское музыкальное училище имени П. И. Чайковского.
Много лет выступал в составе знаменитых «Самоцветов». Писал песни для Аллы Пугачевой, Льва Лещенко, Ларисы Долиной, Александра Градского и других.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Импровизация на сцене — великое счастье актера
Знаменитый артист Ленкома Виктор Раков очень музыкален и пластичен. Во многих спектаклях и фильмах он исполняет танцевальные и вокальные номера.
О своей любви к джазу он поведал нам в собственной гримерке — готовясь к спектаклю.
— Воспитывался я совсем на другой музыке, на той, которую слушал мой старший брат. Это был конец 1960-х, мы увлекались «Битлз», «Лед зеппелин» «Криденс», «Гранд фанк», так что в то время джаз меня обошел стороной.
Но зато позже, в институте или даже уже работая в театре, я общался с людьми много старше меня и моим братом, которые были поклонниками джаза. И при их участии я сумел восполнить этот пробел.
И я послушал очень много самых разных джазовых исполнителей. Я наслаждаюсь несравненной Эллой Фицджеральд, Гленном Миллером. (читайте далее...)
Живые выступления и музыка под стеклами стендов
В Музее Москвы готовится первая выставка в нашей стране, посвященная истории отечественного джаза. В экспозиции «Москва. ХХ век.
Лица эпохи» планируется открыть большой раздел, посвященный московскому джазу.
Эту часть экспозиции готовит научный сотрудник музея Зинаида Римская.
— Через их творчество, их достижения мы хотим показать вехи истории столицы, — говорит Зинаида Николаевна. — И когорта выдающихся российских джазменов, несомненно, дает повод для такого обстоятельного и подробного рассказа.
Собрать материалы для такой необычной выставки оказалось задачей непростой. Например, нет ни афиш, ни программок, ни билетов на выступления оркестра Валентина Парнаха, с концерта которого 1 октября 1922 года отечественный джаз отсчитывает свою историю. Так что рассказ о появлении российского джаза будет начат с оркестра пианиста, композитора и дирижера Давида Гейгнера. Это ряд уникальных фотографий, а также афиши и рекламные буклеты. (читайте далее...)
«Особое мнение» Игоря Бутмана
В ноябре известные отечественные джазмены Игорь Бутман и Николай Левиновский выпустили новый альбом «Особое мнение».
Записан он был как московским джаз-оркестром, так и приглашенными американскими коллегами. На пластинке присутствуют как грустные романтичные баллады, так и вполне «боевые» рок-н-ролльные вещи. Если раньше Бутман и Левиновский увлекались соединением джаза и классики в самых причудливых формах, то на этот раз задача была подружить джаз и рок. (читайте далее...)