Там, где застыл паровоз времени
Недалеко от Павелецкого вокзала находится музей МЖД. Входишь, и вот он тебя встречает — знаменитый паровоз У127 посреди огромной залы, на «утопленных» в черном армянском мраморе рельсах.
— Он очаровал голливудскую звезду Джонни Деппа, тот даже фотографировался на его фоне, — рассказывает сотрудник музея Ирина Панова. — Это единственный экземпляр в мире! Его произвели в 1910 году.
Из 56 штук остался он один. Сохранили, потому что на нем провожали в последний путь Ленина. В 1999 году ему присвоили статус «Памятника науки и техники Российской Федерации». На стене карта РЖД 1895 года. Смотришь на нее и понимаешь, почему к концу XIX века Российская империя превратилась в промышленную сверхдержаву, обгоняя по многим показателям саму Англию. У нас даже колея получилась шире, чем у них: 1522 миллиметра против 1435. Да, кстати, почему?
— Первый министр путей сообщения Петр Мельников посчитал и убедил всех, что это оптимальный размер безопасной устойчивости. Значит, вагоны могут быть шире, а добра в них можно перевозить больше, — пояснила Ирина Панова. — Потом англичане пожалели, что выбрали узкую колею.
Дальше купе: дама-манекен в шляпе задумалась у окна и даже не смотрит на застывшего рядом в учтивой позе кондуктора с подносом, на котором было несколько современных монет — кто-то из посетителей не удержался. А в окне мелькали старинные городские кварталы, вокзалы, деревни, только природа та же, что и сейчас. Это «Берлин», купе первого класса: с ванной, туалетом, гардеробом. С витрин важно смотрят портреты строителей железных дорог — Карла фон Мекка и Саввы Мамонтова. Дальше форма и награды путейцев разных лет, сцена ремонта железной дороги с манекенами. Они как живые, а еще ощущался запах креозота, которым пропитывали шпалы для долговечности. Тяжелый, почти рабский труд!
— Каждому члену семьи путейца полагались продовольственные карты, даже новорожденным, — стала переубеждать меня Ирина Панова. — А зарплата машиниста была одной из самых высоких в среде пролетариата — почти 700 рублей в год! Правда, их нещадно штрафовали за срыв графика движения поездов. Вот Зинаида Троицкая — женщина-машинист — в войну такие в основном и работали машинистами. А вот уникальные чертежи, по которым строилась московская «железка», история создания линий, связавших три московских вокзала тремя аэропортами. Модель поезда «Сапсан» рассказывает о развитии скоростных дорог, А еще карта будущего — модернизированная Московская окружная железная дорога, которую введут через несколько лет. Она поможет значительно разгрузить транспортную обстановку в городе.
— Эту экспозицию мы составляли сами и открыли ее в августе 2011 года, — объяснила директор музея Надежда Александрова. — Сюда приходят в том числе и школьники, им нравится. И даже для малышей мы устраиваем различные игры. Это тот самый случай, когда одинаково интересно и взрослым, и детям — одни играют, другие ходят по музею и узнают для себя много нового, как вы сейчас.
Железнодорожники, ваш день!
Через несколько дней, 3 августа, мы будем отмечать День железнодорожника, один из старейших профессиональных праздников не только России, но и Европы. Дата праздника была установлена в 1896 году, а приурочена ко дню рождения императора Николая I, который стал своего рода основателем железнодорожного вида транспорта в нашей стране. До революции этот день приходился на 28 июня (10 июля по новому стилю), а в 30-е годы решено было его отмечать в первое воскресенье августа. Так что — с праздником!
ЦИФРА
50,3 тысячи сотрудников работают в различных структурах и службах Московской железной дороги.
На расписание повлияли ремонтные работы
В августе из-за ремонта на первом главном пути перегона Гжель — Куровская изменится расписание движения пригородных поездов по Казанскому направлению МЖД. Так, 1, 4, 5, 6, 7, 8, 11 августа на участках Москва — Люберцы-1, Москва — Куровская, Москва — Быково, Куровская — Шатура, Куровская — Гжель несколько поездов вообще выводятся из расписания, а некоторые электрички будут отправляться и прибывать в конечный пункт раньше или позже установленного графика.