Дом, похожий она корабль
ПО ОБРАЗУ И ПОДОБИЮ
«На даче спят. В саду, до пят
Подветренном, кипят лохмотья.
Как флот в трехъярусном полете,
Деревьев паруса кипят»
Писал поэт в этом доме, похожем на корабль. Здесь он жил с 1939 года. На эту переделкинскую дачу семья поэта перебралась в 1936-м.
В доме-корабле, который стоит в окружении сосен, Борис Леонидович жил и творил до самой смерти и похоронен неподалеку, на Переделкинском кладбище.
Писатель Вениамин Каверин писал: Пастернак жил в Переделкине «так, как будто сам создал его по своему образу и подобию». Это место, где были написаны лучшие стихи поэта, есть в его творческом наследии цикл, посвященный Переделкину. Здесь был дописан роман «Доктор Живаго».
Знаменитый цикл «Стихотворения Юрия Живаго» — последняя, поэтическая глава знаменитого романа. Это отсюда самые известные и любимые строки:
Мело, мело по всей Земле,
во все пределы,
Свеча горела на столе,
свеча горела…
Пастернаковский «Гамлет», в котором теперь так уловимо звучат напряженные нотки Высоцкого, тоже написан здесь:
Гул затих. Я вышел на подмостки,
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске
Что случится на моем веку.
ЗА ЧТО "УБИЛИ" РОЯЛЬ
После смерти Пастернака дом постепенно превращался в неофициальный музей. Все здесь осталось так, как было при жизни поэта. Бережно сохранены его вещи. Но так было не всегда. Хранитель музея, внучка Бориса Леонидовича Елена Пастернак, вспоминает, как в 1984 году их выселяли.
— Наши бедные работяги понемногу вошли во вкус и стали выбрасывать из окон кабинета книги и картины, — рассказывает она. — Труднее всего им пришлось с роялем. Его нужно было разобрать на части. Гэбисты посматривали на часы, топтались на месте, но молча стояли по углам. Рабочие пришли с топорами и разбили крышку рояля пополам, потом принялись за ножки.
Того самого рояля фирмы «Бехштейн», на котором играли выдающиеся пианисты Генрих и Станислав Нейгаузы, Святослав Рихтер и Мария Юдина…
ПУТЕШЕСТВИЕ СОСТОИТСЯ!
Вещи пришлось развести по друзьям. В 1990 году, в год столетия поэта, дача Пастернака приобрела статус дома-музея. Первым его хранителем стала вдова младшего сына поэта, Наталья Пастернак. Так что 10 февраля в Переделкине был двойной юбилей: 125-летие поэта и 25 лет со дня открытия музея.
— В юбилейный год Пастернака больше посетителей? — спрашиваю директора музея Ирину Ерисанову.
— Съемочных групп — да! — улыбается она. — А к весне и школьных экскурсий будет больше.
Роль экскурсовода изредка берет на себя Елена Пастернак, хранитель музея, дочь младшего сына поэта. Она помнит этот дом жилым, ее рассказ — бесценное свидетельство. Ее ближайшая «неотменяемая» экскурсия — 13 февраля: даже если придет один посетитель, путешествие по дому-кораблю состоится.
ГОЛОС ПИСАТЕЛЯ МОЖНО УСЛЫШАТЬ В ИНТЕРНЕТЕ
Услышать голос Бориса Пастернака можно на «Старом радио» (www.staroeradio.ru»). Это некоммерческий проект, который создал москвич Юрий Метелкин, собрав редкие фонограммы. Однажды собиратель голосов побывал в семье старшего сына Пастернака Евгения Борисовича и убедил записать воспоминания об отце.
— Евгений Борисович сделал все хорошо, — рассказывает Юрий. — Я горжусь этой работой, которая называется «12 вечеров с Пастернаком».
«12 вечеров» — это 14 часов фонограммы, которую можно свободно скачать в интернете.
Потом к Юрию обратились наследники младшего сына поэта, Леонида, попросив оцифровать пленку с записью голоса Бориса Пастернака.
— Запись была в плохом состоянии, — рассказывает Метелкин. — Выяснилось, что она была сделана тайно на квартире чтеца Сергея Балашова, который сотрудничал с «органами».
Многие приходившие к нему гости попадали под прослушку.
Кроме разговоров на пленке было записано шесть стихотворений в исполнении Пастернака. Три сохранились только на ней.