Совершивший воздушное путешествие награждается графским титулом
Сюжет:
Федоров лесТак идут к звездам
В Клину подобные соревнования проходятся впервые. Примечательно, что одним из первых российских воздухоплавателей был известный русский химик и естествоиспытатель Дмитрий Менделеев, поднявшийся на газовом аэростате «Русский» с воздуха посмотреть на солнечное затмение 7 августа 1887 года. И произошло это именно в Клину.
Для Менделеева это было настоящее воздушное приключение. Дело в том, что изначально Дмитрий Иванович должен был лететь вместе с аэронавтом-пилотом Коваленко. Но накануне старта прошел сильный дождь, и оболочка воздушного шара, наполненная водородом, сильно намокла и уже не могла поднять двух человек. Тогда Менделеев решил лететь один, не имея при этом никакого опыта управления аэростатом. Совершить столь смелый поступок, по его собственному признанию, подвела мысль о том, что бы в народе не говорили, что ученые могут только: «Болтать языком, а как дойдет до дела, им тут же нужен салтыковский мужик, что двух генералов прокормил, иначе у них все из рук валится».
Понаблюдав за солнечным затмением и сделав кое-какие физические измерения в верхних слоях атмосферы, Дмитрий Иванович решил приземляться. Но не тут-то было. Фал, соединяющий корзину пилота и выпускной клапан, запутался в стропах аэростата. Спуск на землю стал невозможен, а неуправляемый шар понесло в небеса. Менделееву пришлось карабкаться по стропам аэростата, чтобы распутать узел. А было ему тогда 53 года, и, не имея никакой страховки, он мог бы сорваться вниз с высоты 2,5 километра. К счастью, все обошлось.
За этот самоотверженный подвиг ради науки и проявленное мужество Менделеев был награжден дипломом и золотой медалью французской Академии метеорологического воздухоплавания. На медали был отчеканен девиз герба братьев Монгольфьеров: «Так идут к звездам». Его им пожаловал король Людовик ХVI.
Удачная роза ветров
Немаловажный момент, что Клин не только красивый древнерусский город с богатой культурой и историей, но и находится на так называемой Клинско-Дмитровской гряде. Здесь более 70 тысяч лет назад остановился ледник, приползший к нам из Гренландии. Холмистую местность рассекает множество небольших лесных рек и ручьев. Все это создает своеобразную "розу ветров", а значит - есть больше возможностей для воздушного пилотирования.
Различных упражнений для пилотов воздухоплавательного спорта существует довольно много. Но наиболее зрелищных и азартных - три.
Первый - «Охота на лису». Это когда на корзину одного аэростата вешается рыжая лента – лисий хвост. «Лиса» первой поднимается в небо и начинает убегать от остальных пилотов–охотников. Хитрит, то есть меняет высоты, ловя различные воздушные потоки, чтобы сбить с толку преследователей и направить их по ложному воздушному пути. Не всем удается висеть на хвосте у «лисы». Но вот она наконец приземляется, и пилот расстилает рядом со своим шаром крест-мишень 6Х6 метров. Остальные пилоты должны подлететь к кресту как можно ближе и кинуть в него свой маркер – небольшой мешочек с песком, к которому привязана яркая лента с номер «стрелка». Кто попал ближе всего к центру креста, тот и победил.
Второе упражнение - «Локоть». Подняться с определенной точки, пролететь некоторое расстояние (которое может измеряться в километрах), опуститься, поймать обратный нижний поток воздуха и вернуться - как можно ближе к точке первоначального старта. Это довольно сложное упражнение, которое удается только опытным пилотам. К счастью, у нас таких много.
Третье, самое азартное упражнение - «Возьми ключ». В определенном месте на шестиметровом шесте или удочке вешается символический ключ. Все пилоты пытаются подлететь на малой высоте к шесту с ключом и завладеть им. Потом счастливчику меняют символический ключ на настоящий. Это могут быть ключи от автомобиля или ларца, в котором может находиться дорогой подарок или путевка для всей команды на чемпионат мира по воздухоплаванию, например, в Австралию.
Самый безопасный и надежный
На брифинге перед открытием чемпионата, которые традиционно собирают множество представителей СМИ, организаторы рассказали об особенностях воздушных соревнований.
Журналисты, которым впервые предстояло подняться в воздух, спрашивали, насколько безопасны такие полеты, когда летишь по небу без всякого двигателя, только по воле ветра.
- Тепловой аэростат - самое безопасное воздушное судно, - объясняет пресс-секретарь воздухоплавательного клуба «Аэровальс» Николай Рябцев. - В корзине пилота установлены две газовые горелки, при помощи которых мощным факелом нагревается воздух в оболочке шара. Естественно, шар поднимается, и пилоту нужно только периодически подогревать воздух внутри, чтобы подняться, или наоборот - выпустить излишки горячего воздуха через специальный клапан, чтобы снизиться или осуществить посадку. Даже если обе газовые горелки по какой-то невероятной причине откажут, то воздух внутри шара будет постепенно остывать, а сам аэростат плавно опускаться, как большой парашют.
Единственную опасность для полетов могут представлять высоковольтные линии, трубы заводов и фабрик, вышки сотовых операторов. Но в таких местах полеты не проводятся. И потом - у каждого пилота есть подробная карта местности с отведенной зоной полетов, которую нельзя перелетать.
Аксакал воздухоплавания
Перед стартом корреспондент «ВМ» успел поговорить с одним из аксакалов отечественного воздухоплавания - Михаилом Найдорфом из подмосковного города Долгопрудный. На днях ему исполнится 80 лет. На тепловом аэростате он летает еще со времен СССР. У него более двух тысяч часов налета и множество учеников, ставших впоследствии известными спортсменами. До сих пор Михаил Аврамович принимает участие в соревнованиях не только в России, но и в различных мировых аэрошоу на воздушных шарах за рубежом. Убежден, что в небо могут подниматься только романтики, для которых полет не только развлечение и способ заработка, но главным образом - состояние души.
К облакам
В воздух вместе с членами пермской команды, которую возглавляет пилот Николай Ваенов, поднимается и внештатный корреспондент «ВМ» Александра Левчук. Она будет вести фотосъемку с высоты птичьего полета.
И вот дан старт. Вскоре небо над Клином раскрасилось яркими оболочками воздушных шаров. Шар, в котором поднялась в воздух корреспондент «ВМ», довольно быстро стал удаляться в сторону Тверской области.
- Такое ощущение, что мы стоим на месте. Полная «космическая тишина», нарушаемая только периодическим шипение газовой горелки, которой Николай подогревает воздух внутри шара, - делится своими первыми впечатлениями по мобильному телефону Александра. - Это что-то совершенно потрясающее! Парю над лесами и лугами, как птица. И ни одного дуновения ветерка.
Но на самом деле они летели на высоте 250 метров со скоростью 45 километров в час.
Через 50 минут после старта с городского стадиона «Строитель» команды совершили посадку в районе деревни Березино. Фото на память о первом полете и... процедура посвящения нашего корреспондента в воздухоплаватели, которую провел пилот аэростата Николай Ваенов. Это историческая традиция.
Титулованная особа
Как известно, первыми воздухоплавателями в истории человечества стали французы Пилатр де Розье и армейский офицер, маркиз д'Арланд, поднявшиеся в воздух с Марсова поля в предместье Парижа 21 ноября 1783 года на тепловом летательном аппарате братьев Монгольфьеров. Им удалось за 25 минут покрыть расстояние в 9 миль. За этот подвиг король Людовик ХVI пожаловал им дворянские титулы.
Российские воздухоплаватели, сохраняя исторические традиции, тоже присваивают новичкам символический графский титул. Отныне наш корреспондент может именоваться в среде воздухоплавателей графиней Александрой - Березинской, по названию местности, где была совершена посадка.
Кстати, получить подобный графский титул есть возможность у многих. Соревнования по воздухоплаванию в Клину продлятся до 21 мая.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Николай Рябцев, пресс-секретарь воздухоплавательного клуба «Аэровальс»:
— Тепловой аэростат — самое безопасное воздушное судно. В корзине пилота установлены две газовые горелки, при помощи которых мощным факелом нагревается воздух в оболочке шара. Регулируя их, можно поднимать аэростат выше или осуществить его посадку. Единственную опасность для полетов могут представлять высоковольтные линии, трубы заводов, вышки сотовых операторов. Но в таких местах полеты на аэростатах не проводятся.