Первый день войны — плечом к плечу
Участники Вахты памяти собрались на Болотной площади, чтобы пройти маршем до могилы Неизвестного Солдата и вместе с рассветом встретить час, когда 72 года назад немецкие войска перешли границу СССР.
Первые минуты субботы. В районе Болотной набережной только что выключили фонтаны. У того места, где обычно проходят общественные мероприятия, группами стоит несколько десятков молодых людей в желтых повязках на шее. На огороженную территорию еще не пускают: «приказа не было», - отмахиваются сотрудники полиции.
- Да, мы студенты. Тут представляем свои округа, - рассказывает девушка из небольшой компании. - Нам пообещали, что после всего покатают на речных трамваях.
- А вот я пришел, чтобы почтить память героев войны, - тут же вставляет молодой человек рядом с ней.
Пока мы разговариваем, старший по званию среди правоохранителей, прохаживаясь вдоль ряда металлоискателей, инструктирует коллег: забулдыг не пускать, алкоголь и стекло изымать, и можно начинать.
На территории перед сценой уже расставлены штандарты с изображениями символики городских округов — для построения. Три полевые кухни выдают на руки тарелку гречки с тушенкой, половину куска хлеба и стаканчик чая.
Мероприятие проходит уже в 22-й раз, рассказывает Николай Оленев. Это уже 10-я вахта памяти, в которой он принимает участие. На этот раз - в качестве организатора. Первый раз был еще в старшей школе.
- Каждый раз все проходит в разных форматах. Например, в прошлом году, мы ездили в Брест и в 4 утра были именно там, где в это время в 1941 году прошла первая бомбардировка. В этом году все вернулось в Центральный округ, откуда и пошла эта добрая традиция — встречать день начала Великой Отечественной войны и таким образом чтить память о том времени. Ничего лишнего тут придумывать не надо. Никакое другое событие не позволяет лучше прочувствовать то, что чувствовали люди в тот день. Взгляни, тут действительно много студентов. Ребят попросили сюда придти (хотя, подчеркиваю, мероприятие это исключительно добровольное, никого не заставляли). Но мало кто жалеет, если приходит. К концу мероприятия заметно, как меняются лица. Видно, что ребятам западает в душу мысль о первом дне войны, они чувствуют себя совершенно по-другому. И многие здесь уже не в первый раз. Я кругом вижу знакомых. Такие традиции должны быть.
Между тем, участников становится все больше. Вместо пары сотен, уже пара тысяч. Молодежные организации выстраиваются под своими знаменами, пришедшие сами по себе пробираются к сцене вдоль тротуаров. Все четыре с половиной часа до конца мероприятия все участники проводят на ногах — приходится нелегко. Исключение делают только для ветеранов, которых рассаживают в первых рядах перед сценой.
- День начала войны я не помню, мне было 4 года, - говорит полковник в отставке, местный житель Юрий Богданов. Тем не менее, праздником он доволен. Для него это тоже не первая Вахта памяти. - К подобному мероприятию отношусь очень положительно. Нужно помнить то, что наш народ сумел сделать.
[OBJ Диктор Юрий Левитан объявляет о начале войны. 22 июня 1941 года]
По словам ветерана, в годы его юности победу над фашизмом отмечали не так широко: было не до этого. Нужно было восстанавливать страну после войны, и разбираться с обострением отношений с США.
На сцене, тем временем, ребята пели военные песни, исполняли танцы тех лет, читали стихи и докладывали о проделанной работе. Перед собравшимися выступили представители правительства Москвы.
- Я хочу почтить и поздравить наших уважаемых ветеранов. Их, к сожалению, становится все меньше. Поэтому прежде всего хочу пожелать им здоровья. Есть те, кто хочет "заболтать", поставить под сомнение великий подвиг. И мы не должны позволить это сделать. Поэтому мы здесь, - обратился со сцены исполняющий обязанности заместителя префекта Центрального округа Александр Литошин.
[OBJ "22 июня, ровно в 4 часа.."]
В два ночи собравшиеся начали выстраиваться для торжественного шествия у Большого Каменного моста. К этому времени их стало куда больше. На вскидку, от пяти до восьми тысяч. Шествие по пути растягивалось примерно на полкилометра или даже чуть больше.
К трем часам участники вахты разбились по колоннам на площади у Могилы Неизвестного Солдата. Там около одного из крайних рядов журналисты обступили настоящего Героя войны, Льва Гицевича. Невысокий улыбчивый мужчина ушел на фронт в тот же день, когда немцы перешли границу. Из-за этого пришлось сбежать из дома. Много раз вынужденно покидавший фронт и много раз на него возвращавшийся, переживший плен, этот человек дошел в итоге до самого Берлина.
- Я не герой. Герои те, кто остались там, - отмахивался он, указывая на землю. - Я всего лишь пацан. - И добавляет, что желает всем мира.
После того, как к Вечному Огню возложили венок и.о. заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Леонид Печатников и и.о. префекта Центрального округа Виктор Фуер, Лев Александрович по-скромному положил и свой цветок ко всем остальным. И, наверно, мысленно поблагодарил своих павших сослуживцев.
А из колонок звучал конец песни: «Помнит сердце, не забудет никогда».
Читайте также:
День памяти и скорби. И нас не исключить из той войны, вошедшей похоронкой в наши души
Таких дней в нашей истории немного. 22 июня — не праздник с весельем и салютом. Это день нашей памяти, день общего горя и скорби. День начала самой страшной войны.
Прошло уже 72 года с того дня, когда взрывы авиабомб и визг снарядов разорвали тишину раннего утра и на нашу землю пришла страшная война, которая и сегодня выдавливает из земли осколки, гремит эхом затаившихся мин, напоминает о пропавших без вести найденными поисковыми отрядами останками погибших и поблекшими записями солдатских именных медальонов.
Почти в каждой семье бывшего огромного Советского Союза есть не вернувшиеся с той войны дедушки, бабушки, дяди... Это день, объединяющий нас всех снова, какие бы противоречия ни возникали между нами в другое время. (читайте далее...)