Сергей Левкин: Мои родители пекли пироги в русских печах. Москва вдыхает жизнь в новые районы
Сюжет:
Чиновник нашего городаС руководителем Департамента градостроительной политики города Москвы Сергеем Левкиным мы общаемся за чашкой крепкого кофе. Его эспрессо, правда, давно остыл, зато беседа получилась теплой и интересной. О том, как строить, отдыхать и печь пироги, Сергей Иванович рассказал «ВМ».
СУДЬБА СТРОИТЕЛЯ
- Сергей Иванович, с 1983 года вы работали в Военно-строительном управлении Москвы. В народе ходит миф, что построенное солдатами сделано не всегда качественно. Но о вашей работе в ВСУМ можно прочесть только хорошие отзывы. В чем секрет успеха?
- Не важно, военный ты человек или гражданский. Надо просто любить свое дело. Я строитель во втором поколении. Наверное, с генами мне привито теплое отношение к этому делу.Желание стать военным строителем, окончание Ленинградского строительного училища и распределение в Москву создали необходимый задел на будущее.
- То есть ваша судьба была предопределена?
- Это воля случая. В жизни не бывает все определено самим тобой, но я все же попал в среду, формировавшую меня как профессионала. Человеческие качества получил от родителей.
- Какие главные достижения за время вашей работы в ВСУМ могли бы назвать?
- Я приобрел колоссальный опыт — технологию строительного производства, отношения с людьми, дисциплину. Ты любишь свое дело, хочешь, чтобы оно исполнялось дружно и успешно. Все мои успехи связаны с карьерным ростом и заслугами коллектива.
- Вы до сих пор поддерживаете связь с ВСУМ. Как складываются сейчас отношения с управлением и сотрудниками?
- Общение происходит только по событиям и датам. В прошлом году отметили 75-летие ВСУМ. Мы стараемся помогать ветеранам, решать проблемы.
- Какие интересные знакомства стали основополагающими на вашем пути?
- Во ВСУМ было несколько лауреатов Государственной премии. Один из них — каменщик, бригадир Николай Александрович Максимов. Его уже сейчас нет с нами. Я по распределению попал в Управление начальника работ № 149 на прорабскую должность. В городе Люберцы, куда меня отправили, был гарнизон ВВС, где строились кирпичные дома для офицеров войск. 5 августа 1983 года — первый день, когда вышел на работу.
В тот день начальник участка капитан Александр Гавриленко приболел. Я никого не знаю, звоню ему, а он говорит: «Иди разводи. Там есть Максимов, он все сделает». Подхожу, а Николай Александрович говорит: «Ладно, Сереж, не переживай». Всех построил, команды раздал и пошел на работу. Так возникли особые отношения с Николаем Александровичем: я ему помогал, а он мне подсказывал.
- А строительные принципы от кого почерпнули?
-Второе важное для меня знакомство — встреча с Николаем Савотиковым. Это Герой Соцтруда, бригадир первой подрядной бригады в Министерстве обороны. Уникальный человек, несмотря на полученное им самое простецкое образование — менее 10 классов школы. Когда я уже был старшим лейтенантом, он говорил: «Сережа, главное, когда рабочие пришли и только пере одеваются, чтобы раствор у них стоял на месте. Тогда им нужно бежать работать. Сделай так, чтобы за пять минут до их прихода раствор уже стоял». Эта мудрость от опыта.
- Кого считаете авторитетным наставником?
- Много людей встречалось в жизни. Хочу сказать о генерал-майоре Вячеславе Ивановиче Пылине, который руководил ВСУМ до 1997 года. Он — старший наставник. Когда Вячеслав Иванович пришел во ВСУМ генерал-майором, я был капитаном. Когда он ушел из ВСУМ, я уже был полковником. Он очень твердый, грамотный, порядочный и заботливый руководитель. Мы и сейчас дружны. Он на пенсии, я ему помогаю, приезжаю поздравить с 23 февраля, 9 Мая и на его день рождения, который у него будет 28 октября. В этот день обязательно заеду к нему в гости.
ВНУТРЕННЯЯ ДИСЦИПЛИНА ПОМОГАЕТ ПРИНЯТЬ РЕШЕНИЯ
- У вас подтянутая фигура: это наследие курсантского прошлого?
- Да, можно сказать и так. Я всегда был и остаюсь спортивным человеком. Курсантом посещал различные секции. Это вошло в привычку. Сейчас, независимо от дня недели и времени подъема, обязательно делаю зарядку. Она помогает проснуться и настроиться на рабочий день. Если не позанимался с утра, день не удался. Люблю волейбол, хоккей, какое-то время назад собирался с ребятами, ехали на спортплощадки. Теперь больше индивидуальных занятий, в том числе по теннису.
- Есть ли у вас секреты или особый распорядок дня, который вы позаимствовали из своего прошлого и применяете сейчас? Что помогает вам быть в форме и принимать верные решения?
- Я склонен как в работе, так и в жизни к выстраиванию некой системы, наверное, к этому меня приучило мое военное прошлое. Дисциплина! Прежде всего внутренняя! Если наметить цель и попытаться путь к ней расписать на маленькие шаги, а потом потихоньку, прибегая к постоянному самоконтролю, шаг за шагом их реализовывать, то в конечном итоге любая цель будет достигнута.
СМЕНА ПОЯСОВ
- В 2007 году вы были назначены заместителем, а позже — генеральным директором ОАО «Особые экономические зоны». Легко ли было сменить «оседлый» образ жизни на кочевой?
- Я легок на подъем. Когда появился шанс попробовать свои силы не только в Москве, согласился. Было интересно и сложно одновременно, экономические зоны были разбросаны по России, а это разные часовые пояса. Я рано приходил на работу и первое, что делал, звонил в нашу дочернюю структуру в Томске — у них рабочий день был в разгаре — и заслушивал доклад.
- Вы часто стали ездить в командировки — строительство объектов и контроль за реализацией проектов требовали вашего присутствия.
- Командировок было немало. Иногда приходилось из одной зоны перелетать в другую, проводить совещания, без возвращения домой. Бывало, улечу в понедельник после рабочего дня в ночь, а вернусь в субботу. Воскресенье — отдых, а в понедельник надо быть в строю с новыми силами!
- Был у вас на этот случай собственный экстренный чемоданчик? Что в него входило?
- Нет, был у меня другой чемоданчик, даже скорее чемодан — с документами. Он всегда был со мной в машине. В дороге я подписывал документы, а рано утром дальше передавал специалистам. Это меня спасало и экономило время. Работать в мчащейся машине непросто, но нужен был оперативный результат.
- Налетав тысячи километров по России, вы можете посоветовать, как адаптироваться после длительных перелетов?
- Тут все просто, никаких особенных рецептов нет. Сесть в самолет и побыстрее уснуть, если получится, до того момента, как он взлетит...
ОСОБО ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ВСТРЕЧА
- А с нынешним шефом, Маратом Хуснуллиным, познакомились в Татарстане? Как складывались отношения, когда вы курировали создание экономических точек? Могли ли предположить, что судьба сведет вас в Москве, в правительстве?
- Интересно, как жизнь поворачивается. Когда руководил ОАО «ОЭЗ», было принято решение создать в Татарстане особую экономическую зону, где на паритетных началах Федерация и республика финансировали проект в районе Елабуги. В то время Марат Хуснуллин был министром строительства и ЖКХ в Татарстане, и создание зоны находилось в его ведении. У нас была одна цель — запустить проект, создать инфраструктуру для прихода резидентов.
- И вы активно начинали строиться и вкладывать деньги?
- Зона в Татарстане стала первой. 500 гектаров территории мы обеспечили инженерно-транспортной инфраструктурой, создали таможенный терминал с нуля, в поле. И он стал одним из лучших в России. Построили административно-деловой центр, где разместилось территориальное управление и дочернее общество. Первый резидент — завод Sollers, выпускающий автомобили Fiat Ducato, — начал функционировать через год. Было полное взаимопонимание, никаких разногласий и проблем не возникало. Мы помогали друг другу в реализации проекта.
- Но затем судьба свела снова?
- То, что произошло дальше, словно написано кем-то другим. Став мэром, Сергей Собянин стал собирать команду, в которую вошел и Марат Хуснуллин. Думаю, молодец человек, растет. У меня с ним сложились добрые, хорошие, человеческие отношения. Мы встречались во время его поездок в Москву, рассказывали друг другу о проектах и планах. Если я приезжал в Татарстан, мы также виделись. Наверное, несколько лет спустя он во мне что-то увидел, придя в московское правительство, и пригласил в команду.
- Как сейчас работа строится?
- Точно так же. Принципы не изменились: мы вместе делаем одного общее дело, мы коллеги. У нас разные характеры, и видение некоторых вещей может не совпадать, но мы хотим одного: чтобы город становился комфортнее, стройка шла успешнее, а происходящее в этой сфере всем приносило удовольствие.
ЭЛЕКТОРННЫЕ ДОКУМЕНТЫ СОХРАНЯЮТ ВРЕМЯ И ДЕНЬГИ
- Ваша деятельность на посту руководителя Департамента градостроительной политики связана с разработкой и продвижением госуслуг, в том числе в электронном виде. Это дань моде или есть обоснованный экономический эффект от их внедрения?
- Перевод госуслуг в электронный вид продиктован активностью градостроительства и развитием Москвы. В этом году разрешений за 9 месяцев выдано больше, чем за весь прошлый год. Электронный документооборот экономит время при подаче заявок. К тому же это возможность получать госуслуги из любой точки в удобное время. Ход их предоставления можно отследить в «личном кабинете». А отсутствие контакта с принимающей заявку стороной позволяет избежать коррупционных проявлений.
- Какие положительные итоги и перспективы развития в этом секторе вы бы выделили?
- Экономия времени — это и экономия денег. Чем меньше инвестор тратит на получение необходимой документации, тем экономически привлекательнее конечный продукт. Чем экономика привлекательнее, тем охотнее бизнес идет на совместные проекты с городом. Сегодня 63 процента строительных и проектных организаций получают документы в электронном виде. А компании, работающие по городскому заказу, уже перешли на электронный документооборот.
«ПОДЗЕМНЫЕ» КАМНИ СТОЛИЧНОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
- Строительство в Москве ведется и на поверхности, и под землей. Тяжело уходить вглубь?
- Технологии подземных работ в Москве отработаны давно. Начало положено еще со строительством столичного метро. Процессы постоянно совершенствуются с появлением новых материалов и при применении современной техники.
- Как при этом учитываются геологические особенности?
- Геологические и инженерные изыскания обязательны на этапе проектирования и строительства. Учитываются климатические условия, рельеф, геологические и гидрогеологические условия местности, состав и характеристики грунтов. При этом разрабатываются мероприятия по инженерной защите объектов и охране окружающей среды.
- Какие подводные камни здесь существуют?
- «Подводных», а скорее даже «подземных», камней практически нет. Они не являются непреодолимым препятствием. А вот сложившиеся имущественные права на земельные участки и иную недвижимость в границах плотной московской застройки представляют определенную проблему. Ее непросто решить при привлечении частных инвестиций.
- А что, на ваш взгляд, требуется для их привлечения?
- Определенная корректировка действующих законов. Во-первых, нужно увязать положение о недрах, градостроительные и земельные законы. Во-вторых, принять во внимание положение о кадастровом учете и госрегистрации прав на недвижимость. В настоящее время мы предлагаем изменения законодательства. При продвижении инициатив департамента они смогли бы гарантировать права частных лиц на создание за их счет подземных объектов, а также предусматривали бы возврат вложенных инвестиций.
КОМПЛЕКСЫ ОСВОЕНИЯ
- Раньше градостроительство зачастую ориентировалось на возведение офисных и торговых комплексов, забывая о социальном пространстве. Как пришло понимание того, что строить нужно комплексно?
- Верно, комплексное и сбалансированное развитие города с учетом увеличения территории Москвы на 144 тысячи гектаров — это залог создания комфортных и удобных условий жизни для горожан. Сегодня вместо точечной застройки, не обеспеченной транспортной, дорожной, социальной инфраструктурами, мегаполис развивается полицентрично. Такой подход позволит в скором будущем обеспечить как старые, так и новые территории Москвы необходимыми жилыми и социальными объектами.
- Иными словами, чем больше в городе будет центров притяжения, тем интереснее и комфортнее в нем жить?
- Да, создание новых учебных, культурных, спортивных центров и бизнес-кластеров с высокотехнологичным производством позволит в значительной мере разгрузить исторический центр, перенаправить транспортные потоки и значительно сократить для москвичей расстояние от дома до мест труда и отдыха.
- За счет чего будет обеспечена связь кластеров в столице?
- Связанность районов мегаполиса власти планируют обеспечить за счет наращивания улично-дорожной сети, строительства транспортно-пересадочных узлов, новых линий и станций метро. Это высокотехнологичное, трудо- и времязатратное строительство. В адресной инвестиционной программе порядка 70 процентов затрат приходится на инфраструктуру.
- Как сейчас идет планирование строительства на территории промышленных зон?
- В них содержится колоссальный потенциал развития Москвы. Занимая почти 19 тысяч гектаров, они давно не выполняют своих прямых функций. Некоторые производственные зоны по размеру занимаемой территории сопоставимы с небольшими городами. Москва заинтересована вдохнуть новую жизнь в эти «депрессивные» территории. Их реорганизация должна вестись комплексно, без точечного освоения, учитывая большое порой количество владельцев отдельных участков.
- А как закон выстраивает отношение с большим количеством собственников в промзонах?
- Департамент предлагает внести изменения в федеральный закон. В реорганизации промзон должны участвовать все субъекты. До настоящего времени речь шла только о создании паевых инвестиционных фондов. Но необходимо предусмотреть механизмы централизованного управления, разработать градостроительную документацию развития для каждой территории.
ВОТ ТАКИЕ «ПИРОГИ»
- Как начинается ваш рабочий день?
- Первое, что делаю — смотрю план. Потом надо подписать стопку документов, подготовленных сотрудниками. В 8.00, а иногда раньше, могу проводить первое совещание.
- В чем секрет короткого отдыха?
- Нет ничего лучше 10–15-минутной прогулки пешком. Если специально времени не выкроить, то стараюсь отказаться от машины и в ближайший департамент или мэрию на совещание иду пешком.
- Говорят, настоящий военный ассоциируется с охотой и рыбалкой. А у вас какое хобби?
- Люблю и рыбалку, и охоту. На рыбалке не был три года. На охоту ежегодно езжу зимой. Люблю читать. Больше нравится научно-популярная литература и все, связанное с управленческими процессами, архитектурой, экономикой, человеческими отношениями. Читаю в машине. Одновременно у меня 4–5 книг открыто: художественная, детектив, научно-познавательная и историческая. Когда устаю от одного, перехожу к другому тексту.
- Как сейчас проводите время с домочадцами?
- Гуляем, дышим свежим воздухом, иногда выбираемся в театры. Живем за городом, стараемся день-два оставаться в Москве, чтобы не отрываться от жизни мегаполиса. Смена обстановки однозначно нужна. Кстати, люблю готовить.
- Какое у вас фирменное блюдо?
- Их много. Например, жаркое по-домашнему. Люблю делать пироги. Мои родители жили в Вологодской области, а там пекли пироги в русских печах. Грибы, ягоды и капуста — основная начинка. Для выпечки дома сделал подобие маленькой русской печи и там периодически готовлю. Кстати, неплохо получается.
СПРАВКА
Сергей Иванович Левкин родился в 1961 году в городе Петропавловске, Камчатская область. В 1983 году окончил Ленинградское высшее военное инженерное строительное Краснознаменное училище им. А. А. Комаровского по специальности «строительство зданий и сооружений». Имеет разные награды. Женат, есть дочь.
ОБ АВТОРЕ
Василиса Чернявская - корреспондент газеты «Вечерняя Москва», увлекается художественной фотографией, любимый жанр — интервью.