Солярий для рогатых интеллигентов
«Ци-и-и-рк», — дружно кричат, позируя для общего фото, ребята в клоунских носах и кошачьих ушках.
— Я еще никогда не был в таком большом цирке, — мечтательно делится один из школьников своей маленькой тайной, хотя через несколько минут он ее и сам забудет.
Первый звонок. Продавцы со сладостями на широких подносах расхаживают по холлу, пока гости сдают одежду в гардероб.
Трель раздается во второй раз.
Аромат сладкой воздушной кукурузы кружит голову и возвращает в детство, шоколадные медали в золотой фольге сверкают в витринах. В это время за кулисами на тренировочном манеже пони по кличке Мизинчик отрабатывает вечерний номер вместе с дрессировщиком.
Третий звонок. Пора начинать представление. Цирковые артисты верят: если споткнулся правой ногой перед выходом на манеж, то жди провала, а левой — удачи. Но лучше вообще не спотыкаться... На манеже забегали красные и желтые огни, загорелись ослепляющие софиты, на экранах, что установлены на стенах, запрыгали картинки. Представление начинается.
— Яркая внутренняя и внешняя подсветка появилась в нашем цирке после выборочного капитального ремонта, который здесь проводился последние два года, — рассказывает директор Большого Московского цирка Эдгар Запашный. — Он засверкал как никогда раньше. Теперь москвичи видят его издалека — это самый большой цирк в Европе.
Причем мы теперь много экономим на электричестве, потому что в новой подсветке используются энергосберегающие лампы.
Со дня открытия в 1971 году в Большом Московском цирке ни разу не производился капитальный ремонт. И два года назад Министерство культуры России и правительство Москвы выделили на его обновление по 300 миллионов рублей. Это позволило провести капитальный ремонт инженерных коммуникаций.
— Мы договорились таким образом, что средства министерства идут на базовые работы, а Москва занялась коммуникациями, сетями, светом, коммунальными вопросами, — сказал министр культуры РФ Владимир Мединский. — Сейчас все выглядит значительно лучше, и, самое главное, цирк стал намного безопаснее и технологически совершенней.
В перерыве до следующего выступления дрессировщица Ирина Левицкая отводит козликов в отремонтированные загоны. Стены небесно-лазурного цвета помогают животным расслабиться и, как рассказывают циркачи, способствуют хорошему пищеварению.
Благодаря ремонту козлики могут ходить в солярий — это полезно для здоровья животных. После такой процедуры вымытая шерсть козликов сохнет быстрее. Одним словом, создано все для заботы и о четвероногих артистах.
— У меня их двадцать штук, и все козлы, — с улыбкой говорит Ирина Левицкая о своих подопечных. — Все они носят человеческие имена: Егор, Боря, Лиза, Саша… Этой традиции несколько поколений.
Номер, с которым выступают животные, весьма своеобразен. В салоне красоты собираются интеллигенты — все, разумеется, козлики. Они красуются перед зеркалами, показывают всякие штуки-трюки. Дрессировщица Ирина Левицкая тоже при параде: ярко-рыжие волосы, большие нарумяненные щеки, зеленые тени-стрелки под глазами. К своему сценическому макияжу она привыкла: уже 43 года дрессирует козлов и выступает именно с этим номером.
— Я цирковой артист в четвертом поколении и знаю: такого номера больше нет нигде в мире, чтобы двадцать козликов сразу выступали на манеже, — с гордостью говорит Ирина Левицкая.
У циркачей есть суеверие: они никогда не рассказывают родственникам о работе, даже самым близким, и не ругают животных. Хорошо они выступили или плохо — никто не знает. И отношения с животными начинаются каждый день с чистого листа.