Умер Зураб Соткилава – солнечный человек и великий артист
Сюжет:
Умер Зураб СоткилаваНаверное, Соткилава был одним из самых необычных оперных исполнителей. Красота его голоса была феноменальной, актерское мастерство — выше всех похвал. Ходила такая шутка: Соткилава — самый спортивный из всех оперных певцов и самый поющий — из всех спортсменов. Это правда: судьба Зураба Соткилавы уникальна.
Те, кто помнит времена советского футбола, сейчас кажущийся безупречным, помнят и то, каким событием становился любой выход на поле грузинских команд. Как играли грузины! Со вкусом, красиво, с невероятным азартом. Соткилава увлекся футболом еще в детстве. Да, ему нравилось подпевать маме и бабушке — они устраивали настоящие концерты под гитару, и грузинские песни лились у них дома, как доброе вино на празднике. Но о сцене Зураб и не думал. Другой его страстью был футбол.
Уже в 16 лет Соткилава попал в сухумское «Динамо» и приобрел статус восходящей футбольной звезды. Он был защитником, но ходил и в атаку, причем бегал с потрясающей скоростью — сто метров за 11,1 секунды. В 1956 году Соткилава стал капитаном сборной Грузии, куда входили футболисты в возрасте до 20 лет. Пройдет еще немного времени, и его заберут в основной состав тбилисского «Динамо». Он часто рассказывал, что предмет его особой гордости — то, что на поле он выходил против самого Льва Яшина. Личное знакомство, правда, у них состоялось позже: Соткилава дружил с Николаем Озеровым, и они вместе навещали Яшина в больнице. Но главное не в этом: даже став настоящей звездой, Зураб Соткилава не потерял способности восхищаться чужими талантами. Он часто повторял: «Чем большего человек достиг в жизни, тем он скромнее». Золотыми бы буквами выбить ее на какой-нибудь стене — для всеобщего обозрения!
Спортивная карьера Зураба, правда, завершилась быстро. Причина — травмы, тяжелый перелом. Спортивная классика... Но он не отчаялся, нет. Многое решил случай: восхитившись его голосом, подруга родителей, пианистка Валерия Разумовская посоветовала ему сходить на прослушивание в Тбилисскую консерваторию.
Фурора Соткилава не произвел. Но профессор любил футбол и, по сути в обмен на билеты, которые тогда было не достать, согласился позаниматься с Соткилавой. А через несколько занятий развел руками: успехи ученика были впечатляющими. У него вполне могло состояться оперное будущее.
И оно состоялось. Но какое!
В июле 1960 года Соткилава защитил диплом в Тбилисском политехе и буквально через день ринулся штурмовать консерваторию. Его приняли. Забавно: его взяли туда, проча Соткилаве славу баритона. Но прошло немного времени, и ошибка была исправлена — нет, он все же был лирико-драматическим тенором. Причем красота его тенора была бесподобной!
После дебюта в «Тоске» (он исполнял партию Каварадосси, сложную как технически, так и драматически), на молодого исполнителя и вчерашнего футболиста обрушился фантастический успех. Он был изумлен и счастлив, но до конца поверить в него не мог. И это оставалось в нем до конца — потребность бесконечно работать над голосом и образами, никогда не оставаясь собой довольным полностью. Поделать с этим ничего было нельзя: перфекционизм профессионала — участь настоящих талантов…
В Грузинском гостеатре оперы и балета Соткилава выступал с 1965 по 1974 год. Причем еще в 1966 году он был отправлен на стажировку в «Ла Скала» — такое вложение сделала родина в его талант. Стажировки и мастер-классы лучших специалистов бельканто дали ему невероятно много. О нем заговорили как о наследнике великого Карузо. Успех был подтвержден победой на фестивале молодых вокалистов «Золотой Орфей» в Болгарии. И с этого момента путь оперного певца Зураба Соткилавы шел только вверх. Благодаря не только таланту, но и его невероятному трудолюбию.
…Как всякий грузин, он любил праздники. Но знаковым в его жизни стал новый год 1973 года. Точнее — предновогодье. Тогда, 30 декабря, он впервые вышел на сцену Большого театра. К этому моменту в «анамнезе» у Соткилавы были уже и призы, и премии, даже Гран-при Международного конкурса вокалистов имени Ф. Виньяса в Барселоне. Но Большой театр — это была новая вершина.
Ему было непросто привыкнуть к Москве. Но его любили люди и помогали ему. Свою благодарность тем, кто не оставил его без помощи, Зураб Лаврентьевич сохранял до конца своей жизни — не разучившись быть признательным.
«Отелло» в исполнении Соткилавы вызвал в оперных кругах истинный бум. Эта работа будто перевернула его, открыла ему новые горизонты. А дальше пошли новые роли — одна ярче другой. У него появились поклонники, оценившие не только красоту его голоса, но и феноменальный драматический дар.
И когда начались зарубежные гастроли, к его ногам в полном смысле слова рухнула вся Европа, а затем и США. Овации после спектаклей не прекращались. А он лишь продолжал работать… К 1978 году слава Соткилавы была уже всемирной.
Он много экспериментировал на сцене и не боялся делать это, ища в каждой роли, в каждом образе новые краски. Им был покорен и «Борис Годунов» Мусоргского — грузин Соткилава спел Самозванца так, как никому и не снилось… Но главное — он не останавливался. Горячая ли кровь не давала ему покоя, темперамент, внутренние терзания...
Покоренные вершины не просто не успокаивали его, а, напротив, раззадоривали — на покорение новых высот. Он не заболел звездной болезнью, не начал почивать на лаврах, а для своих учеников в Московской консерватории был не просто учителем и наставником, а любимым беспристрастным Маэстро. В нем никогда не гасло солнце. И известие о злокачественной опухоли поджелудочной железы было полной неожиданностью для его семьи.
Беду обнаружили пару лет назад. Сначала казалось, что онкологию удалось победить… Соткилава перенес тяжелую операцию и курс химиотерапии. Но даже в этой ситуации вел себя потрясающе мужественно и достойно: перед тем, как получить наркоз, он смеялся — поскольку врачи запели одну из его «репертуарных» песен.
Рядом с Зурабом Соткилавой была вся его семья — любимая жена, дочери. Поклонники молились за него и, как и он, верили в исцеление. И в какой-то момент все верили, что чудо все же случилось. Но нет…
Солнечный, яркий человек, любимец миллионов... Даже не верится, что его улыбка погасла. Кажется, он смотрит на нас откуда-то сверху, как прежде шутит, и вот-вот зазвучит его голос.
Так пусть он и правда звучит — на записях, в памяти. Звучит ярко, как при его жизни. И, прощаясь, мы не будем прощаться…
Светлая память.
Редакция «Вечерней Москвы» выражает глубокие соболезнования близким, друзьям и коллегам Зураба Лаврентьевича Соткилавы.
ФОТОГАЛЕРЕЯ ПАМЯТИ ЗУРАБА СОТКИЛАВЫ
СОБОЛЕЗНОВАНИЯ
Владимир Путин, президент РФ:
Глава государства направил телеграмму родным и близким Зураба Соткилавы, где выразил глубокие соболезнования в связи с утратой, которая постигла нашу культуру, сказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. (далее...)
Владимир Мединский, министр культуры РФ:
— Зураб Лаврентьевич был человеком многих талантов и увлечений: в юности достиг внушительных успехов на спортивном поприще и лишь затем, по воле случая, профессионально занялся вокалом. Он сразу же громко заявил о себе на оперной сцене, а классическая музыка стала для него призванием на десятилетия вперед. Прошу родных, близких и коллег Зураба Лаврентьевича Соткилавы принять слова поддержки и сочувствия. Светлая память о нем и его выдающемся творчестве навсегда сохранится в сердцах миллионов людей. (далее...)
Сергей Собянин, мэр Москвы:
— Ушел из жизни выдающийся певец и педагог, оставивший яркий след в отечественном и мировом музыкальном искусстве. Великолепный голос, неподражаемый артистизм и огромное обаяние принесли Зурабу Лаврентьевичу искреннюю любовь миллионов ценителей оперы в нашей стране и за рубежом. Его потрясающие по красоте и силе партии вошли в золотой фонд Большого театра. Блистательное творчество Зураб Лаврентьевич сочетал с яркой преподавательской деятельностью, воспитав целую плеяду молодых талантливых вокалистов. (далее...)
Алексей Шапошников, председатель Мосгордумы:
— Ушел из жизни Зураб Лаврентьевич Соткилава, всемирно известный артист, уникальный тенор, ярчайшее явление отечественной и мировой оперной сцены. Зураб Соткилава посвятил свою жизнь музыке, он достойно представлял нашу страну на крупнейших концертных площадках мира, его искренне любили миллионы поклонников разных поколений. Талантливый человек талантлив во всем. Таким был Зураб Лаврентьевич. (далее...)
Владимир Винокур, народный артист России:
— Зураб был образцом скромности, и это при всей его биографии! Он был очень разносторонним человеком: занимался серьёзно спортом, играл в футбол в сборной Грузии, а с 1973 года стал известен миру как тенор Большого академического театра. Подумайте, сколько партий он спел за эти годы? Он был лучшим Отелло! И при этом – скромный, внимательный, не звездный. Все мы – гости на этой Земле. И раньше всех уходят лучшие, а он был именно лучшим. (далее...)
Дмитрий Нагиев, телеведущий, актер:
- Я не был лично знаком с Зурабом Лаврентьевичем, но для меня, как для любого ценителя его таланта, горько осознавать его смерть. Уход этого яркого человека, символизирует очередную потерю творческого пласта, который является гордостью и достоянием нашей отечественной культуры. Для меня это личная потеря. Я выражаю глубокие соболезнования родным и близким великого артиста и его поклонникам, которых он одаривал своим легендарным голосом и потрясающей улыбкой.
Николай Дроздов, телеведущий:
- С уходом из жизни этого необыкновенного человека, мир потерял настоящего соловья. Зураб был необыкновенно обаятельной личностью, с ним всегда можно было побеседовать после концерта, и он с большим удовольствием шел на любое общение. Его волшебная улыбка дарила свет всем его поклонникам и близким. Это оперный певец с большой буквы! Для меня как для поклонника его таланта и светлого человека, уход Зураба из жизни является большой потерей. Для меня он останется всегда живым. Помню и скорблю вместе со всеми.
Максим Леонидов, рок-музыкант, основатель бит-квартета «Секрет»:
- Это большая утрата для оперного искусства. Я, хоть и не был лично знаком, замечу, что он всегда производил впечатление обаятельного и открытого человека. Приношу свои искренние соболезнования родным и близким Зураба Лаврентьевича.
Соболезнования подготовили корреспонденты «ВМ» Михаил Савкин и Михаил Виноградов.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Интервью Зураба Соткилавы «ВМ» накануне концерта «Возвращение легенды». Тогда, в 2015 году, артист вернулся на сцену после курса лечения тяжелой болезни:
Зураб Соткилава: Слабых звеньев в государстве «театр» быть не должно
30 октября в Московском доме музыки состоится концерт легендарного тенора Зураба Соткилавы «Возвращение легенды». После тяжелой болезни народный артист СССР возвращается на сцену. Накануне события он дал интервью «ВМ» (далее...).
Интервью «ВМ» с Зурабом Соткилавой к 78-летию артиста:
«Жена считала меня бандитом»
В недавно открытой рубрике «Другие берега» наши собеседники предстают в некоем новом ракурсе, говорят вещи, которые, казалось бы, от них не ожидаешь услышать. Сегодня мы представляем разговор с оперным тенором Зурабом Соткилавой. Знаменитый певец вспоминает о своем детстве в Сухуми, о том, как он попал в большой футбол и как судьба привела его на оперную сцену (далее...).