Наука думать
Сюжет:
Качество ЖизниСлышали, наверное , как кто-нибудь с видом знатока «утюжит» современную систему образования? И то не так, и се не эдак. «Вот в наше время, — говорят критики, — учили по-другому».
— Это факт, — соглашается детский психолог Марина Демидова. — Но время не стоит на месте. Современные условия требуют новых подходов. Взять хотя бы начальную школу. Нынешних учеников 1–4-х классов готовят совсем не так, как их родителей.
И дело не только в английском со второго класса и большом количестве «внеурочки», дело в принципе преподавания. Родители маленьких учеников часто недоумевают: странно учат Машенек-Сашенек, непонятные задания дают, толком не объясняют ничего.
А учителя успокаивают: ничего странного, просто детей учат учиться. Не просто знать и уметь. Учат думать.
— Что же это значит — учить учиться? — задается вопросом Демидова и сама же на него отвечает: — Это значит, что задача учителя — привить детям системное мышление, способность действовать и добиваться цели.
Учитель начальных классов, работающий по новой системе, не объясняет тему так, как это делалось в старой школе, а указывает детям на проблему и подталкивает к решению. Если говорить о цели «странной и непонятной» системы обучения в начальной школе, то она, по замыслу, — в формировании у малышей логического мышления и тренировке творческих способностей. Школьник младших классов в XXI веке учится коммуницировать, задаваться вопросами «Для чего мне эти знания?», «Как это узнать?» Информация может стереться из памяти, а представление о мире, умение логически мыслить и любовь к творчеству должны остаться.
Современный учитель начальных классов тоже не тот, что раньше. Одних только методичек для подготовки урока, для тестирования знаний детей, проведения игр в его арсенале — десятки. Все синхронизированы с детскими учебными пособиями. Система обучения построена так, а методички разработаны таким образом, что любой урок превращается в порой нелегкий, но захватывающий процесс.
— Несмотря на серьезность задачи, обучение в начальных классах проходит весело, — уверяет психолог. — На уроках используется много раздаточного материала, картинок для тестов, ярких рабочих тетрадей. Ребенок не должен бояться уроков и думать, что не в состоянии запомнить материал.
Учитель сейчас лишь помощник, а маленький ученик — мыслитель и логик.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Филипп Смирнов, историк:
— Современная подача информации детям оправданна. Им важна сопричастность и игровая форма подачи материала. Я счастливый человек: мой отец — автор рисованной азбуки. Еще в 80-х годах прошлого века он с коллегами сделал азбуку с элементами комиксов. Как историк я провожу для детей экскурсии по городу. И каждая — игра. Дети сложно сосредоточиваются. Вдолбить им даже интересные факты сложно. Только когда они чувствуют сопричастность, усваивают информацию.
Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!