- Город

Вызывавший землетрясения: жизнь и смерть Иоанна Златоуста

Метро Москвы вошло в топ-20 лучших компаний для женской карьеры

Китай прокомментировал решение ограничить въезд своих граждан в РФ

Тишковец дал прогноз на лето в Москве

Депутаты Мосгордумы избрали нового руководителя аппарата столичного парламента

Почему квартиру в Москве надо покупать прямо сейчас

Дибров объяснил, почему упал в обморок в кинотеатре

Названы самые желанные подарки к 23 Февраля и 8 Марта

Политологи объяснили слова Зеленского о выборах в Крыму

Названы самые неподходящие звуки для будильника

У рэпера Джигана родился сын

Диетолог назвала главную опасность современной тушенки

Дмитрий Шепелев ушел с Первого канала

Протоиерею ответили на слова о «бесплатных проститутках»

Лев Лещенко озвучил размер своей пенсии

«Обитель любви народной»: Киркоров показал свой VIP-вагон изнутри

Вызывавший землетрясения: жизнь и смерть Иоанна Златоуста

Жан-Поль Лоран. Иоанн Златоуст и императрица Евдоксия. 1893. Музей августинцев, Тулуза

ФОТО: Wikipedia / Общественное достояние

Сегодня, 26 ноября, день поминовения церковью и христианами святого Иоанна Златоуста – одного из великих богословов веры Христовой. Его память почитают все христане – от лютеран и англикан до членов древневосточных церквей.   

Один из трех Вселенских святителей и учителей Иоанн, прозванный Златоустом (Хризостом, греч.), родился примерно в 347 году по Р.Х. в семье антиохийского чиновника Секунда и его жены Анфисы. Отец вскоре умер и молодая еще мать Иоанна решила не выходить больше замуж и воспитывать единственного ребенка.

Изучивший Писание, учившийся у сильнейших языческих философов и риторов, Иоанн был крещен только в 20 лет. Крестным его стал суровый аскет, епископ Мелетий Антиохийский. Время, когда рос Иоанн, было своеобразным: старики еще помнили, как за исповедание веры Христовой выворачивали суставы и лили в рот раскаленное масло, а в крупных городах – центрах учености и церковного строительства, –  активно возрождалось монашество, строились монастыри. 

При этом, рост в церковных должностях уже становился привлекательным для карьеристов.

Узнав о славе нового проповедника, император Аркадий повелел ему возглавить самую важную кафедру империи. Но Иоанн карьеристом не был. Совсем. И главная кафедра в главном городе мира – столице империи – совсем не была пределом его мечтаний. Он хотел монашества, затворничества, даже обета молчания (к слову, по смерти матери он принимал иночество вместе с молчанием и держался его несколько лет). Наоборот, епископат стал для него «головной болью» и источником ловушек.

Миниатюра из рукописи XIII века. Государственный исторический музей. Москва / Wikipedia / Общественное достояние

Миниатюра из рукописи XIII века. Государственный исторический музей. Москва

ФОТО: Wikipedia / Общественное достояние

Не в меру сил подвизаясь в монашеском подвиге (как его понимали святые той эпохи, - «ВМ»), Иоанн приобрел полный «букет» заболеваний желудочно-кишечного тракта и желудка, включая язву. По этой причине он не устраивал пиров, будучи святителем Константинопольским, не приглашал туда придворных вельмож и членов царской семьи. Ему и в голову не приходило, что званые обеды – это способ налаживания и закрепления важных связей.

Колоссальные средства Константинопольской кафедры епископ Иоанн «расходовал не по назначению»: на бедных, больных и убогих. Это вызывало искреннее недоумение императорского окружения: чиновники и архонты мыслили жизнь как непрерывное получение денег (снизу – «за помощь», сверху – «в подарок»). На эти средства строились дворцы и дома, покупались рабы и предметы роскоши. Часть средств уходила на укрепление «горизонтальных связей».

Этого ждали высшие сановники и от нового архиепископа. И тут их начинает во все горло, всеми силами прекрасно выстроенной речи – не даром ему было присвоено прозвище «Златоуст» – унижать проповедник, смущать притчами из Писания, напоминать о проходе верблюда в игольное ушко, предрекать адские мучения. Причем человек, ими же воздвигнутый на вершину Церкви. Первое лицо православного мира тех лет.

У Иоанна не было того, что сейчас называют инстинктом самосохранения. Он говорил то, что думал, и думал то, что говорил. Но при этом говорил Златоуст очень хорошо, убедительно и красиво. Такие люди неудобны в любое время и на любом сколько-нибудь заметном месте. 

О проблемах любившего молчание проповедника в столице свидетельствует очень живо история конфликта Иоанна с императрицей Евдоксией. Она потребовала конфискации имущества у семьи казненного вельможи, а Иоанн вступился за вдову и сирот. Императрица не простила и вскоре суд из ранее оскорбленных Иоанном епископов и диаконов постановил казнить его. Аркадий заменил казнь изгнанием. В ночь отъезда Златоуста из Константинополя у Евдоксии случился выкидыш, а в городе – землетрясение. Напуганная императрица упросила мужа отменить рескрипт и вернуть иерарха обратно. 

Мозаика северного тимпана Собора Святой Софии в Константинополе. IX век / Wikipedia / Общественное достояние

Мозаика северного тимпана Собора Святой Софии в Константинополе. IX век

ФОТО: Wikipedia / Общественное достояние

В IV веке Иоанн был сослан в городок Кукуз в Армении, известный в те годы, как захолустнейшая станция на Римской дороге из Кесарии в Киликию. Там же за полвека до Иоанна закончил жизнь святитель Павел Исповедник. В наше время это территория Турции. Из этого «пустынного места» Иоанн активно переписывался с друзьями и подругой, диаконисой Олимпиадой. До наших дней дошло более двухсот его писем.

Императора Аркадия это не устроило, и зимой 407-го года Иоанн был сослан еще дальше – в Питиунт (Пицунда в Абхазии, - «ВМ»). Места назначения измученный, высохший епископ не достиг, скончался в местечке Команы. Умирая, Иоанн произнес слова, ставшие последним девизом всех христиан: «Слава Богу за все!»

Умер святитель и богослов в день Праздника Воздвижения Креста Господня, а потому в православии его поминовение сдвинули на одни сутки – с 14 (27) на 13 (26) ноября. Помимо своих переписок и сочинений, Иоанн Златоуст ценен православной церкви многим. Например тем, что это он написал слова Литургии восточного обряда и седьмую молитву вечернего правила (ту, что подразделена на 24 части).

Через три десятка лет после смерти в Абхазии мощи святого были вывезены в Константинополь, в 1204-м крестоносцы забрали их в Рим. Оттуда в стамбульский район Фанар их вернул только Иоанн-Павел Второй в 2004-м году. На владение головой Златоуста претендуют монастырь Ватопед на Афоне и Храм Христа Спасителя в Москве.

Новости СМИ2

00:00:00

Михаил Бударагин

Сурков уходит. Сурков остается

Вардан Оганджанян

12 лет без Летова

Георгий Бовт

Как не допустить новой донбасской войны

Анатолий Горняк

Трусы, носки и галстук. Мужики, с праздником!

Камран Гасанов

Достойны ли льгот многодетные отцы

Василий Солодков, директор Банковского института ВШЭ

Почему Сбербанк меняет хозяина

Антон Крылов

Нашелся россиянин, вмешавшийся в иностранные выборы

Примеры решают верно, а геометрию знают плохо

Химия помогает изучать планеты

Пролетевшая в небе звезда. К 170-летию со дня рождения художника Федора Васильева

Летающие поезда скоро станут реальностью