Нафталиновый рейд в моду 80-х
В декабре Москва увидит моду прошлого: блеск тканей, яркие акценты и строгие силуэты. Выставка «Гламур 80-х» предстанет во всей своей красоте в 16-м павильоне ВДНХ.
Широкие плечи, неоновые цвета, свободные пиджаки — уникальные коллекции Chanel, Christian Dior, Givenchy и других известных домов моды. Те самые вещи, которые еще можно встретить в столичных комиссионках совсем новыми. По вполне разумным ценам, в отличие от ремейков.
С начинающим модельером Василисой Мироновой (студенткой 3-го курса Московского государственного текстильного университета имени А. Н. Косыгина, автором первой «зачетной» коллекции) мы заинтересовались: а что в нынешнем стиле позаимствовано из 1980-х? Правда ли, что мода циклична? Дорого ли «переодеться» в наряды прошлого и при этом выглядеть модно сейчас? Словом, дальше наш рейд в ЦУМ и московские комиссионки.
Эти безумные восьмидесятые
Чем характерны 1980-е годы? После революционных, обнажающих до мини 1960-х и условно чопорных, вернувших макси и миди 1970-х модельеры создал и взрывную смесь.
Концепция новой свободы: она капризна и одновременно консервативна. Водка с шампанским! Девушкам «под тридцать» предложили одеваться удобно, но в деловом стиле.
Появился «костюм власти», отличающийся агрессивной формой: широкие плечи контрастировали с узкой талией, прямой юбкой или брюками. Двадцатилетней «юности» продали многослойность: поверх однотонных водолазок — цветные олимпийки и дутые, бесформенные куртки.
Гламур начал править даже в спорте, вырвавшемся на улицы в ярких лосинах в паре с туфлями-лодочками на высоком каблуке. Леопардовый принт сочетали с большими логотипами, массивными кроссовками, крупными пластиковыми аксессуарами. Мода стала безумной.
Центральный и универсальный
Для начала мы — в ЦУМе. Моя спутница Василиса быстро ориентируется в разнообразии: — 1980-е, как и 1990-е, сейчас возвращаются. Мода циклична, — объясняет она, подводя меня к манекенам в коротких платьях с широкими плечами. — Один из популярных модных критиков выдвигал мысль, что 1980-е стали рубежом, после которого модельеры потеряли веру в изобретения.
Ничего нового придумать невозможно, а все созданное будет являться симулякрами — этакими копиями, не имеющими оригиналов.
В 1990-х эти идеи повлияли на появление стилей гранж и героиновый шик. Стилей, несущих скорее настроение, чем какие-то конструктивные дизайнерские решения.
Ощущение небрежности во всем и неважности всего происходящего. Отрешенное существование. Эти идеи бытуют и сейчас. Как и неизменная с давних времен задача для молодых дизайнеров: найти выход из очередного тупика.
Точно, из тупика! При всем разнообразии красок, блесток, форм — ни один из образов, которые мы встречаем в магазине, не запомнился. Разные ткани, многовариантное исполнение. Но во всех одеждах — похожие черты.
Исключением становятся разве что отдельные решения стариков Dolce & Gabbana.
Например, изумительный деловой костюм в черно-белом цвете с накладными плечами и широкими брюками.
— 1980-е — это пусть деловая, но свобода. Особенно ярко выраженная в женской моде. Более пестрой и разнообразной, чем мода мужская, — Василиса подходит к вешалке с платьями Valentino. — Современные технологии позволяют сделать рисунок на ткани более реалистичным, чем в недалеком прошлом.
Она вертит передо мной искрящееся зеленое платье с рисунком тигра. — Очень в стиле тех времен. Сюда бы еще леопардовые ботфорты с острым носом, платок на шею и дутую куртку розового цвета. Мы проходим все этажи.
И у каждого из представленных дизайнеров находим трендовые вещи из 1980-х. Они буквально «захватывают взгляд», заинтересовывают отделкой, переосмысленным оформлением. Но ни один из нарядов не удивляет новым решением.
10 минут на образ
Насмотревшись на ценники с большим количеством нулей, мы отправляемся в первый комиссионный магазин элитной одежды. Продавцы нас встречают не очень радушно. Оказывается, в некоторые комиссионки нужно записываться заранее: кто-то арендует слишком тесную площадь, иные работают не каждый день, или наоборот — зависят от широкого списка клиентов.
Несмотря на плотный график, нам разрешают провести эксперимент. Для Василисы десяти минут достаточно, чтобы составить повседневный образ: свитер Lauren цвета фуксии, леопардовая юбка Moschino и черные итальянские сапоги (производителя от нас утаили, но он явно не с «Черкизона»). Цены не кусаются: 2500, 1500 и 4500 рублей.
— Эпатаж в 1980-е годы вышел на передовую мира моды. Яркие, броские вещи, огромная пластиковая бижутерия — одним словом, все то, чем можно обратить на себя внимание окружающих, становится достоянием гардероба девушек, — по ходу рассказывает Василиса.
Покрасоваться в элитных нарядах нам долго не дают. После первой примерки отправляют в соседнюю комиссионку, дежурно ссылаясь на ожидание неких важных гостей.
Вторая жизнь
Комиссионка «Вторая жизнь» сразу показалась интересней: здесь и украшения, и аксессуары, и атмосфера приветливей.
Правда, продавцы быстро теряют к нам интерес, когда понимают, что покупок не будет. Для них мы — назойливые мошки. Оригинальные «лабутены » у нас даже вырвали из рук.
Мол, дорого и слишком богато для любительских фотосессий. На поверку ярких вещей здесь оказывается не так много, что усложняет путешествие в образ 1980-х.
Отчасти ситуацию спасает платье, которое Василиса приметила среди вешалок с одеждой: это же Valentino! Платье мгновенно перемещается на живую вешалку. Изумительно! Чистая шерсть. Цена — 4800 руб лей.
А еще вчера я видела практически такое же на сайте ЦУМа. Только с небольшой разницей: удлиненные рукава, добавились пуговицы, цвета поменялись местами.
Да в составе, кроме шерсти, полиэстер и шелк. Как думаете, сколько? 699 500 рублей! Образ с платьем мы дополнили сумкой из пони и лаковыми сапогами на платформе.
После пятого круга по магазину Василиса заключает: здесь много интересных вещей в отличном состоянии, которые не стыдно приобрести и носить сейчас. Но 1980-х мало. Оглянувшись на Valentino, отправляемся дальше…
Теория моды
Заключительной точкой нашего рейда становится магазин «Фрик Фрак». С порога в глаза бьют пестрые цвета: вся торговая площадь занята огромным количеством одежды разных эпох: и платья времен стиляг, и строгие костюмы 1950-х, и хулиганские из 1990-х. Здесь мы без проблем отбираем несколько нарядов, как две капли похожих на современные, с цумовских витрин.
Нас встречает хозяйка магазина, модельер и теоретик моды Ирина Гетманова: — Я уже собиралась уходить. Но ради вас останусь, помогу с выбором, — Ирина быстро включается в наши задачи.
Мы решаем начать с несочетаемых цветов и спортивного костюма. Отбираем яркие лосины и олимпийку. Естественно, образ «ставим» на каблуки. Решение выходит бюджетным: лосины около 500 рублей и олимпийка — 3 тысячи.
— Цикличность моды существует. Она бывает двух типов. Первый — это когда подрастает новое поколение, которое помнит красивую в молодости маму и сильного, спортивного отца. И начинает копировать родительский стиль.
Ту одежду, в которой они ходили, — рассказывает Ирина. — Но современная молодежь подбирает родительский стиль «цитатами». Так было всегда. Так и будет.
Второй тип — когда мода в кризисе и дизайнеры ничего особенного придумать не могут. Тогда стиль сам начинает выдергивать «цитаты» из прошлого. Но опять же не все. А возвращается то, что нравится молодежи лет 20. Избирательно. 1980-е, начало 1990-х — последний этап, когда создавалось что-то революционное.
Дальше — застой до середины 1990-х, когда снова замелькали непонятные деловые костюмы и стиль гранж.
Что такое кибершик, мы видим, когда надеваем на модель совсем уж дерзкие вещи: ярко-зеленую шубу за 3500 рублей, красный топ с пайетками (1000 рублей) и джинсовую юбку (3000 рублей). Оставляя на ногах сапоги. В таком наряде, конечно, за хлебом среди бела дня не выйдешь.
Но это и есть живой гламур 1980-х! — Каждая эпоха моды — это смена всех символов. За каждым символом стоит характер. Например, в 1940-е — это фронтовая подруга. 1950-е годы — женщина-цветок, уставшая от войны. 1960-е — женщина-бунтарь. 1970-е — девочки, которым надоели мамы-хиппи и которые пошли работать, чтобы носить качественную одежду, — делится с нами по ходу примерок Ирина. — А 1980е — это диско. Время, когда всем опять захотелось танцевать.
По ее мнению, есть объяснение отсутствующим ярким тенденциям в современной моде. Всему виной — век информации. Когда новость — уже не новость через полдня. Если раньше, когда что-то модельеры изобрели — проходило достаточно времени, пока изобретенное было популярным. Коллекция редко жила менее двух лет. А сейчас? Показали в Париже или Милане, быстро наштамповали — и в массы. Часто уже на следующий день.
Поход завершился для всех с одним убеждением: вся модная одежда в том или ином виде представлена в масс-маркете, уступая только качеством материала и пошива. Похожие наряды известных марок в отличном состоянии можно найти, потратив вечердругой в магазине винтажа по более деликатной цене. О чем давно знают заядлые модницы разного калибра и не брезгуют прогулками до комиссионок.
ВОШЕДШИЕ В ИСТОРИЮ
УНИКАЛЬНОСТЬ В ОШИБКЕ
Один из нарядов выставки своим рождением и уникальностью обязан нашей стране. В 1986 году модельер Жан-Поль Готье создал шикарную русскую коллекцию, в которой преобладал красный цвет. Одно из платьев имело вышивку имени создателя кириллицей, но с ошибкой: «Гольтье», что сделало экспонат уникальным и известным в мире моды.
СОЧЕТАНИЕ НЕСОЧЕТАЕМЫХ
Знаменитый Ив-Сен Лоран в 1980 году создал поистине поразительный наряд, ставший практическим символом «Гламура 80-х». Он создал шелковое коктейльное платье из самых конфликтующих цветов: кроваво-красный, синий кобальт и ярко-фиолетовый. При этом модельер добился элегантности в образе, украсив лиф драпировкой.
РУССКИЕ КОРНИ
Знаковый наряд безумной эпохи создал сын русского дипломата Олег Кассини. Кутюрье известен своей работой для Жаклин Кеннеди и созданием многочисленных костюмов для голливудских фильмов. Благодаря ему мир увидел расшитое пайетками и искусственным жемчугом вечернее платье из гипюра. Сейчас такая модель платьев снова в моде.