Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Теракт в Крокус Сити

Теракт в Крокус Сити

Какие профессии считались престижными в СССР?

Какие профессии считались престижными в СССР?

Выборы

Выборы

Ювелирные украшения из СССР

Ювелирные украшения из СССР

Идеальный мужчина

Идеальный мужчина

Полицейский с Петровки

Полицейский с Петровки

Фестиваль молодежи

Фестиваль молодежи

Русский след в Гарри Поттере

Русский след в Гарри Поттере

Сергей Собянин: Москвичи помогают управлять городом

Сюжет: 

Московское правительство подводит итоги года
Общество
Сергей Собянин: Москвичи помогают управлять городом
Сергей Собянин хочет встретить Новый год в кругу семьи. / Фото: «Вечерняя Москва», Наталья Феоктистова

- Сергей Семенович, за эти два года многое было сделано. В каждой отрасли городского хозяйства начались перемены. Давайте начнем с прироста населения. Впервые с 1988 года отмечен положительный коэффициент естественного прироста населения города. С чем, на Ваш взгляд, это связано?

- Действительно, впервые за многие годы население Москвы стало увеличиваться не только за счет приезжих из других регионов и стран, но и за счет самих москвичей. И это знаковое для нас событие. Сегодня в городе происходят качественные изменения, связанные с заработной платой, наличием работы, мест в детских садах и школах, здравоохранением, отношением власти к материнству и детству, и, конечно, с увеличением продолжительности жизни москвичей. Сегодня она составляет 75 лет. И с этим показателем мы вышли на среднеевропейский уровень. Это говорит не только о работе наших больниц, но и вообще в целом о тренде - об улучшении качества жизни.

- Как сохранить тенденцию роста рождаемости?

- И на федеральном, и  на региональном уровне есть целый комплекс мер, которые поддерживают рождаемость в стране – это и материнский капитал, и различные льготы  - на оплату жилищно-коммунальных услуг, транспорта и так далее. Но помимо денежной составляющей важно само отношение к материнству, детству. В городе становится модным иметь второго, третьего ребенка. Более того, уже 10 процентов от всех московских семей – многодетные семьи. Удивительный факт! Это не объяснишь какими-то демографическими трендами. Конечно, среда влияет. Мамы и дети – это отнюдь не маленькая часть жителей столицы. Либо город комфортен для них, либо нет.

- С 1 декабря все столичные поликлиники перешли на электронную запись. И если раньше была очередь к разным кабинетам, то теперь одна большая очередь к электронному терминалу. Как сделать так, чтобы очереди в наших поликлиниках окончательно исчезли?

- Необязательно подходить к электронному терминалу. Можно записаться через Интернет или единый call-центр. Обычные способы записи тоже сохранены. Однако благодаря электронной очереди видно, сколько времени требуется человеку в той или иной поликлинике, чтобы попасть к врачу, насколько и какие врачи загружены. В предыдущие годы поликлиническая сеть была незаслуженно забыта — внимание уделялось стационарам, их оснащали оборудованием, строили новые корпуса. В поликлиниках же вы не получали должную медицинскую помощь, приходилось ложиться в стационар. Сейчас по программе модернизации здравоохранения большую часть денег стараемся израсходовать именно на ремонт, на современное оборудование поликлиник. Увеличиваем количество медперсонала. Здесь есть еще одна серьезная проблема: в свое время мы строили маленькие поликлиники. Укомплектовать каждую узкопрофильными специалистами и дорогостоящим оборудованием невозможно. А потому мы создаем в городе крупные поликлинические центры, которые объединяют три-четыре районные поликлиники. Благодаря этому у центра есть и специалисты, и оборудование в полном объеме. Знаю, многих москвичей такое укрупнение пугает, но мы не ликвидируем районные поликлиники. Центры же им помогут. Конечно, этот механизм надо налаживать. И другого пути у нас нет, если мы хотим перевести московские поликлиники на высокий качественный уровень. 

- Московские парки теперь напоминают лучшие европейские образцы с площадками «воркаут», обменом книгами, электромобилями, альпинистскими стенками и всесезонными катками. Что бы Вы хотели сделать в дальнейшем? Или все результаты уже достигнуты?

- Нет, останавливаться мы не собираемся. Это только первые шаги. У нас в городе 15 крупных парков, и мы все последовательно приведем в порядок. Так, в  прошлом году это был Парк Горького, в этом – восстанавливаем Сокольники, в следующем году - Измайлово.  А дальше мы будем повышать качество отдыха в них – создавать там те объекты инфраструктуры, где можно проводить мероприятия, детские кружки, устраивать места общественного питания. Чтобы и зимой наши парки «не спали». Два года назад я пришел в Парк Горького  - там было полное безмолвие, никого, все засыпано снегом. А сегодня это совсем другая история – десятки тысяч людей приходят в парк зимой. При этом мы не забываем и о парках районного, окружного уровня. У нас их около ста. К настоящему моменту реконструировано и выведено на новый уровень около половины. Некоторые из оставшихся и сегодня в хорошем состоянии, но порядка 20-30 необходимо восстанавливать. Кроме этого, есть так называемые «народные парки» - те, которые предлагают создать сами жители. Например, они говорят: «Есть небольшой скверик возле нашего дома, не обустроен. Там нужно посадить деревья и сделать из него парк». Таких обращений набралось уже около 150. И мы на базе этих предложений сформируем программу обустройства таких маленьких парков. И это будет не разовая программа.

- Мы знаем, что на месте гостиницы «Россия» будет большой парк.

- Нам поступили десятки предложений, но, к сожалению, ни одно из них не было настолько хорошо, чтобы на его базе можно было создавать проект. Поэтому мы отобрали отдельные элементы этих предложений, в ближайшее время сформируем техническое задание и объявим конкурс на проектирование, администрирование и строительство этого парка.

- Москва должна стать комфортной для туристов. Что еще, на Ваш взгляд, не хватает городу, чтобы стать гостеприимным?

- Что касается транспорта, то мы в первую очередь сделаем другую навигацию, в том числе и на иностранном языке. Тем более что впервые за всю историю города, количество иностранных туристов в этом году перевалит за пять миллионов, то есть за год оно увеличится процентов на 17-18. С такой динамикой Москва попадает в десятку ведущих туристических городов Европы. Нам многое необходимо сделать: дополнительные гостиницы, трех-, четырехзвездочные, раз в шесть увеличить выпуск всей необходимой информации для туристов. Мы живем в информационную эпоху и решили сделать хорошую интерактивную карту с маршрутизацией. К началу следующего года появится ее рабочая версия.

- 2012 год вошел в историю как год расширения Москвы. Вы неоднократно говорили о новом подходе к градостроительной политике для этой территории. Что бы Вы хотели видеть в «новой Москве»?

- Москва не заканчивается МКАДом. Реальный город уже давно вышел за рамки кольцевой дороги, там стоят огромные жилые массивы. Но здесь есть какая проблема? Эти жилые массивы строились без соответствующей инфраструктуры – транспортной, социальной. Более того, там практически не создавалось рабочих мест. В результате Москва окружена новым кольцом спальных районов, жители которых устремляются на работу в центр. Когда мы принимали решение о присоединении к городу дополнительных территорий, мы, в первую очередь, думали о том, чтобы создать там более сбалансированное пространство жилых домов, рабочих мест, офисов, мест отдыха в больших зеленых рекреациях, с ускоренным развитием транспортной инфраструктуры. Но мы не ставили задачу эти территории заполнить плотной жилой застройкой. Ничего подобного!  Наоборот, мы хотим, чтобы большая часть этих территорий оставалась зеленой, чтобы это были «легкие Москвы». Конечно, службам города придется нелегко, но мы точно понимаем, что эти территории необходимы для развития экономики города, для жилищного строительства, для создания крупных парков, в конце концов, хотя бы для того, что эта территория не застраивалась, как другие направления рядом с Москвой. Поэтому, несмотря на дополнительную нагрузку, которую новая территория принесла Правительству Москвы, ее присоединение - все-таки очень позитивный факт.

- Всем москвичам интересна тема трудовых мигрантов. Как планируется регулировать потоки приезжих?

- Здесь несколько направлений. Первое – ограничение квот для трудовых мигрантов. Уже третий год она составляет 200 тысяч человек. Мы должны получать прирост рабочей силы не за счет приезжих из других стран, а за счет людей из регионов. По крайней мере, таким образом можно было бы восполнить тот дефицит трудовых ресурсов, который есть в Москве. По разным оценкам, он составляет от двух до трех миллионов, то есть это то количество рабочих мест, которое москвичи не могут заполнить даже при желании, - безработица в Москве меньше одного процента. Второе направление – жесткое администрирование и преследование тех, кто нарушает миграционное законодательство, так называемых незаконных мигрантов. Это, конечно, уже вопрос работы полиции, миграционной службы. Мы создали специальные штабные структуры, куда входят представители администрации округов и районов, полиции и миграционной службы. За последний год количество мигрантов, высланных из города, увеличилось на 50 процентов. И это хорошая динамика.

- В этом году завершена реставрация одного из символов Москвы – Триумфальной арки. В целом как ведется программа по восстановлению и сохранению культурно-исторического облика столицы? Какие еще архитектурные символы города ждут своей очереди в следующем году?

-  Знаковых достаточно много, например, Останкинский парк, усадьба Шереметьевых. Помимо этого мы думаем о массовом восстановлении объектов исторического наследия. В этом году запущена программа льготной аренды для инвесторов. У арендаторов есть жесткие обязательства: не только восстановить здание, но и реставрировать с учетом тех требований, которые предъявляются тому или иному памятнику. Если в этом году сдача таких памятников исчислялась единицами, то на следующий год мы выставим уже несколько десятков. Часто журналисты спрашивают: «Вы провели торги, сдали в аренду памятник, но там ничего не происходит, как сетками было затянуто, так и стоит». Так вот чтобы запустить проект реставрации, требуется как минимум год. Это серьезная работа с участием огромного количества экспертов. Те фирмы, которые взяли в аренду эти здания, сегодня действительно проектируют реставрационные работы. И я надеюсь, что в следующем году они приступят к реальной реставрации. В любом случае в наших договорах заложены довольно драконовские санкции, им экономически не выгодно обманывать город. Помимо реставрации отдельных памятников, требуется восстановление фасадов исторических зданий, находящихся в разной собственности. Для этого мы запустили небольшую программу. В этом году сделано около 300 фасадов, примерно такое же количество будет сделано в будущем году.

- За этот год город избавился от большого количества рекламы, вывесок и перетяжек. Какие дальнейшие шаги Вы будете предпринимать, чтобы упорядочить наружную рекламу в городе?

- Большинство договоров на рекламу заканчиваются в 2013 году. Пока мы не принимали системных решений, так как вынуждены были бы расторгнуть эти договора. Так, к примеру, мы сделали по перетяжкам, но там был просто вопиющий случай. К настоящему моменту мы убрали порядка 25 тысяч незаконных рекламных конструкций. Самые большие изменения в этой сфере будут происходить в 2013 – 2014 годах. Уже в этом году мы утвердим правила установки рекламных конструкций, которые определят объемы, вид, формат рекламы. В результате, количество рекламных конструкций будет уменьшено еще на четверть. Кроме того, мы приняли правила, которые будут регулировать установку вывесок на зданиях, и постепенно улицу за улицей, квартал за кварталом приведем их внешний вид в порядок.

- Сергей Семенович, определена основная транспортная стратегия города. Как Вы оцениваете ход ее реализации?

- Практически еженедельно бываю на строительных площадках метро. Буквально за год-полтора мы раскрутили огромные объемы строительства и проектирования новых станций. Два года назад не были созданы даже проекты, не было подрядчиков, договоров. Если бы вот так все и продолжалось, мы бы вышли на первую стройку года через три-четыре. А мы ускорили все эти работы, и теперь на десятках, сотнях площадках идет реальная работа по строительству метрополитена. Многие говорят, что существующего метро  достаточно. Но вы знаете, что большая часть метро перегружена. Нам нужно эту загруженность снижать. Это первое. И второе – метро должно быть на расстоянии шаговой доступности, особенно в удаленных районах города. Я считаю это направление одним из самых главных. Метрополитен в Москве ничем заменить нельзя: ни автобусами, ни троллейбусами, ни трамваями. Что касается наземного транспорта, то мы создали выделенные полосы для общественного транспорта, и это, конечно, вызвало бурные обсуждения среди автолюбителей. 

- Они не очень довольны.

- А мы им объясняем, что та полоса, которую мы забрали под общественный транспорт, не ехала, так как была заставлена припаркованными машинами. После того, как с июля мы начали наводить там порядок, скорость движения увеличилась. В свое время была такая критика: «Что толку, что вы сделали общественные полосы, если автобус продолжает стоять в пробке, никто не выполняет ваши правила – как парковались, так и паркуются, как двигались автомобили, так и двигаются». Сейчас все меньше желающих нарушать правила, потому что все жестче начинают наказывать водителей, выезжающих на полосу для общественного транспорта. Для Москвы мы сделали то, что другие города сделали уже давным-давно – и Лондон, и Париж, и Мадрид, и Нью-Йорк. Часть автомобилистов, когда общественному транспорту даешь приоритет, пересаживаются на него, потому что так быстрее и даже комфортнее. Такое направление мы и впредь будем поддерживать, считать приоритетным. При реконструкции вылетных магистралей, которую мы сегодня проводим,  будут сделаны дополнительные карманы для парковки машин, дороги-дублеры, специальные полосы для автобуса, подземные переходы. Причем выделенные полосы будут более комфортные, потому что их учли изначально при реконструкции. На сегодня реконструируют девять магистралей, и еще столько же в ближайшие годы. Мы думаем не только об общественном транспорте, но и об автомобилистах - серьезно обсуждаем систему парковочного пространства. В городе его как такового вообще не было. Если бы вы полгода назад заехали на тротуар и поставили поперек тротуара свою машину, вам бы ничего за это не было. Только горожане, идущие по этому тротуару, возмутились бы. С 1 июля в стране были определены жесткие рамки за такие нарушения. Мы буквально месяц как начали администрировать это направление. Причем не в ручном режиме, а с помощью фотофиксации. Пока мы не делаем это по всему городу, а смотрим, в первую очередь, остановки общественного транспорта, выделенные полосы. Постепенно автомобилисты буду адаптироваться к этим новым требованиям, а мы будем ужесточать и расширять зону контроля, но постепенно.

- А где оставить машину? Парковок в центре города почти нет…

- Сегодня в центре города паркуется примерно 150 тысяч автомобилей. В Москве в этом году количество автомобилей превысило четыре миллиона, по дорогам ежедневно ездят полтора миллиона, а два с половиной остаются во дворах. Если мы скажем «поезжайте, куда хотите, мы вам парковок понастроим в центре города», то на дороги выйдет еще миллион машин. И город встанет окончательно. Поэтому задачи по обеспечению всех желающих парковками не стоит. Сама пропускная способность старых московских улочек не рассчитана на это. И количество парковок в центре будет не увеличиваться, а уменьшаться. Сегодня, по большому счету, многое сделано, выставлены знаки, есть правила, и если им следовать, количество припаркованных в центре автомобилей будет уменьшаться. Зато возрастет количество пассажиров общественного транспорта, и дорогие постепенно будут разгружаться. Это неприятная мера, но мы все должны понимать - это необходимо городу, чтобы он дальше продолжал жить и развиваться.

- Заговорили о транспорте - как удается сдерживать рост тарифов на транспорт?

- Это, конечно, большое испытание для транспортных предприятий. Они вынуждены оптимизировать свои расходы, менять логистику, увеличивать заработную плату, платить за электроэнергию. Вот почему мы для них создали план оптимизации расходов. Это первое. Второе – это борьба с гражданами, которые не платят за проезд - с «зайцами»  и теми, кто пользуется социальными картами бабушек и дедушек. Ведь что получается: мы повышаем тарифы, количество безбилетников увеличивается, и, по сути, оплата их проезда ложится на плечи добросовестных граждан. Так, метрополитен за счет более жесткого контроля безбилетных пассажиров получил пять-семь процентов к своим доходам в прошлом году. Это и есть те проценты, на которые теоретически надо повышать тариф. Наведение порядка в платежных системах, в контроле за оплатой билетов, оптимизация расходов самих транспортных компаний и наращивание объемов транспортной работы позволяет удерживать тарифы в определенных рамках. Сразу скажу: бесконечно делать это невозможно, но пока мы выдерживаем.

- И если говорить о тарифах, то какими методами удается сохранять такую щадящую политику в сфере тарифов ЖКХ?

- С 1 июля 2013 года общий рост тарифов на услуги ЖКХ составит 9,7 процентов. Это обусловлено тем, что мы сами можем регулировать не все: электроэнергия покупается на внешнем рынке, газ подорожал  на 15% - тоже от нас не зависит. Но, тем не менее, нынешний рост тарифов самый маленький за все годы со времен  перестройки.  Как нам это удалось? Предприятиям установили жесткие планы по оптимизации расходов, для того чтобы они свои убытки не перекладывали на население. И за счет жесткого администрирования. Иначе рост тарифов был бы значительно больше – внешние факторы, не зависящие от коммунальщиков, достаточно серьезные.

- Хочется поговорить о проводимой Вами кадровой политике – за эти два года было много громких назначений. В Правительстве работают люди из бизнеса. Считаете ли Вы эффективной выбранную систему?

- Люди из бизнеса во власти сегодня, скорее, исключение из правил, чем правило. И в Правительстве Москвы есть такие примеры. Правда, бизнесменам довольно сложно адаптироваться в государственной структуре. Это специальная профессия, знания, психология, если хотите. Но эти люди нужны, нужен их свежий взгляд.

- Что, на Ваш взгляд, нужно сделать, чтобы вовлечь жителей в управление городом?

- Это самая сложная задача. Не только для Москвы, но для всех крупных городов. В маленьком городке мэр знает каждую улочку, всех жителей наперечет. Чем крупнее город, тем больше оторванности власти от населения и меньше возможности у жителей что-то донести до власти, потребовать, добиться изменений. Мы много думали, какой должна быть система взаимоотношений власти и горожан. Начали создавать специальные порталы по сбору предложений, заявлений, жалоб. Вы скажете: «Они были, и что толку?» Да, в Москве эти порталы были – жалобы копились, на них давались какие-то отписки, и на этом все прекращалось. Сейчас совсем другая ситуация. На наших порталах невозможна никакая отписка. Там четко написано, через сколько дней должен прийти ответ. Причем, обязательно от ответственного за этот сектор - руководителя управы, департамента, префекта. Более того, если человеку говорят, что по его жалобе все сделано, но это не так, он может отправить на портал фотоподтверждение. Таким образом, житель города превращается в дополнительного контролера и помощника по управлению городом. Количество москвичей, которые хотят и могут активно участвовать в этих процессах, исчисляется миллионами. И это огромная поддержка по управлению городом. Гораздо более сложная задача – выстроить работу с управляющими компаниями, к которым город, казалось бы, не имеет никакого отношения. Но на федеральном уровне принят закон, позволяющий нам контролировать и наказывать управляющую компанию.  Мы создали портал «Дома Москвы», куда выложили всю информацию об управляющих компаниях. На сайте можно оставить жалобу. Даже если управляющая компания не захочет отвечать, жалоба автоматически отправится в жилищную инспекцию, которая ее проверит. И если она окажется обоснованной, то инспекция выпишет штраф этой управляющей компании. А по итогам года мы увидим, какие компании и за что были оштрафованы, и при необходимости расторгнем с ними договор. 

- Если говорить в общем, довольны ли Вы проделанной работой в 2012 году?

- Представьте себе человека, у которого почки нормально работают, сердце, но нога ужасно болит, и какое у него настроение будет? Плохое. Так же и город. Хорошо, когда ты поддерживаешь организм в целом, работаешь над тем, чтобы у тебя и мышцы были в порядке, и все органы. Если это удается, тогда все хорошо. Мне кажется, что в этом году мы по большинству направлений – в образовании, здравоохранении, благоустройстве города, культуре, спорте – везде, хоть немножко, но продвинулись вперед. И это - большой плюс.

- Как Вы будете встречать этот Новый год?

- Скорее всего, 31 декабря буду на работе, потому что, если люди в этот день по большей части отдыхают, то у города появляются дополнительные хлопоты. Хоть и приятные, но хлопоты: это и работа коммунальных служб, и повышенная готовность всех правоохранительных органов, усиленная работа транспорта, проведение сотен мероприятий. Но все равно праздничное настроение будет, и, надеюсь, мы создадим праздничную атмосферу в городе.

- А как же новогодние каникулы?

- Посмотрим. Не хочу загадывать. Новый год для меня - спокойный домашний праздник в кругу семьи, друзей.

Смотрите телеверсию интервью с Сергеем Собяниным сегодня на канале Москва-24 в 14.00, 19.00 и 00.00.

Эксклюзивы
Вопрос дня
Кем ты хочешь стать в медиаиндустрии?
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.