Северному флоту - ура! ура! ура!
На сегодня это наш самый мощный флот, хотелось бы и максимальной безопасности для наших защитников водных рубежей. В последние дни мая прошло крупномасштабное учение сил поисково-спасательного обеспечения, моряки продемонстрировали умение спасать экипажи подводных лодок в случае аварийных ситуаций.
По данным начальника отдела пресс-службы Западного военного округа по Северному флоту капитана 1-го ранга Вадима Серги, основные эпизоды учения: поиск "аварийной" подлодки, лежащей на грунте, спасение её экипажа с использованием глубоководных спасательных аппаратов; оказание помощи экипажу, самостоятельно покинувшему корабль и оказавшимся на воде; стыковка глубоководного аппарата с субмариной "на сухую" - в надводном положении.
В учении участвовала дизельная субмарина "Калуга", малый противолодочный корабль "Брест", поисковый отряд (минно-тральные корабли, гидрографическое судно и буксирное судно), спасательный отряд (спасательное судно "Михаил Рудницкий" с подводными аппаратами АС-36 и АС-34 на борту), противолодочные вертолёты морской авиации Ка-27ПЛ, медицинская служба. Впервые опробовали обитаемый подводный аппарат АС-36, чьё отличие от "коллег" - аэромобильность. Его можно доставить военно-транспортными самолётами в любую точку планеты.
Это нынешние возможности Северного флота, обладающего атомными ракетными и торпедными подлодками, ракетоносной и противолодочной авиацией, ракетными, авианесущими и противолодочными кораблями, единственными в мире надводными крейсерами с атомной энергетической установкой. Но не стоит думать, будто стихия северофлотских кораблей - только полярные воды. Например, тяжёлый атомный ракетный крейсер "Пётр Великий" вместе с кораблями сопровождения за последние несколько лет прошёл экватор в "золотой точке", дважды пересёк Атлантику, бывал в Сирии, Индии, Венесуэле, Франции, ЮАР.
А начиналось всё куда скромней. Кстати, первая попытка создания военного флота на Севере была более 300 лет назад в ещё Пётр Великий заложил в Архангельске Соломбальскую судоверфь. Но корабли с неё как-то не задерживались, они требовались на Балтике. Потом, во время Первой Мировой войны (1914-1918), основали флотилию Северного Ледовитого океана - защищать морские перевозки на Баренцевом море. Весной 1920 года в Архангельске создали Беломорскую военную флотилию, переименовали в Морские силы Северного моря, а в начале 1923 года уже расформировали.
К вопросу вернулись через 10 лет: с Балтики к Мурманску перевели отряд кораблей - два эсминца, два сторожевых корабля, две подводные лодки. 1 июня 1933 года сформировали Северную военную флотилию. В октябре 1934 года на рейд в Полярном пришли надводные корабли, через год - подводные лодки, штаб и другие учреждения.
Ещё через год из Ленинграда в Мурманск прибыли первые самолёты МБР-2, положившие начало морской авиации флотилии. В общем, военно-морские силы в Заполярье росли быстро. И приказом Наркома обороны от 11 мая 1937 года Северная военная флотилия была реорганизована в Северный флот. В 1939 году авиация Северного флота вошла в Военно-воздушные силы страны под командованием генерал-майора авиации Кузнецова. Авиаторы-североморцы сразу приняли участие в советско-финляндском конфликте.
Первый в мире старт баллистической ракеты с подводной лодки произвели в 1955 году наши североморцы в Белом море. Для проекта тогда выделили под переоборудование только что построенную подводную лодку Б-67. И сейчас запуск баллистической ракеты из-под воды - дело хлопотное, а тогда опыта вовсе не было. Ракету доставили на пирс на трейлере, портовый кран и погрузочная траверса опустили ракету на стартовый стол пусковой установки носовой шахты.
Там её закрепили штатными стойками с захватами и на замках - "корсетом". Подключили отрывные кабельные разъёмы, соединившие системы ракеты с системами управления на корабле. Автозаправщик дозаправил ракету пусковым топливом. Зачем столько подробностей? Дабы передать сложность первого опыта, который для секретности производили... исключительно ночами при освещении кранового прожектора!
Так как было ещё неизвестно воздействие на процесс качки, подлодку поставили на курс на скорости 10 узлов, качка перестала ощущаться. Через час хода, в 17 часов 32 минуты 16 сентября 1955 года произвели пуск. Через несколько минут в 250 километрах от места старта в заданном квадрате пустынной тундры прогремел взрыв. Образовавшаяся воронка глубиной 6 метров и диаметром 14 метров быстро заполнилась водой. А экипажу пришла радиограмма: "Работа выполнена на отлично!"
На Северный полюс подо льдом первыми пришли американцы - 3 августа 1958 года их "Наутилус" появился там. Огромные территории СССР оказались бы в зоне досягаемости ракет подлодок США, вздумавших базироваться под полярными толщами, потому что надводные противолодочные средства там почти бессильны. И тогда последовал ответный ход. Для него выбрали К-3 – самый первый советский атомоход, уже изрядно потрёпанный. Тогда - почему же? Его экипаж был самым слаженным и проверенным, капитан подлодки Жильцов написал в мемуарах: "Выбирая между техникой и людьми, мы всегда выбираем последних".
После ремонта 11 июля 1962 года К-3 "Ленинский комсомол" взяла курс на Северный полюс. Видавший виды корабль дал сбой у у самой кромки льдов - произошла авария на одном из парогенераторов. Моряки починили своё судно, не поднимая лодку на поверхность, и отправились дальше подо льдами. 17 июля 1962 года АПЛ всплыла возле северной шапки Земли, экипаж установил там флаг военно-морского флота и флаг СССР. Тогдашнего директора ЦРУ Аллена Даллеса уволили с поста за то, что недосмотрел и упустил полярный поход русских.
Американская атомная подводная лодка "Тритон" совершила "кругосветку" в 1960 году. На это тоже нужно было ответить достойно. И через 6 лет советский отряд подлодок Северного флота под руководством контр-адмирала Анатолия Сорокина устроил групповое кругосветное плавание. Они прошли за полтора месяца 25 тысяч миль без единого всплытия, но не потерявшись в океанских пучинах, не прерывая связи друг с другом. Это чрезвычайно сложно само по себе, но североморцы сумели пройти по малоизученным океанским участкам в полнейшей скрытности для противолодочных сил при том, что в то время почти весь океан был уже нашпигован системами раннего обнаружения кораблей.
В проекте участвовали две атомные подлодки: проекта 627А с оперативно-тактическим номером "К-133" и проекта 675 с номером "К-116". Хотя они не замкнули круг, этот поход признан кругосветным - субмарины прошли через три океана — Северный Ледовитый, Атлантический и Тихий, несколько раз пересекли все климатические и гидрологические зоны земного шара, а 25 тысяч миль - это несколько больше длины экватора.
28 декабря 1975 года вступил в строй тяжёлый авианесущий крейсер "Киев" - он стал первым плавающим аэродромом для североморской авиации. С него полковник Матковский впервые поднял в небо самолёт. На "Киеве" была возможность базирования 22 летательных аппаратов в двух вариантах комплектации: либо 20 штурмовиков и два спасательных вертолёта, либо 20 противолодочных вертолётов и два спасательных вертолёта.
Всего площадка вмещала до 30 летательных машин. Техника хранились в одноярусном ангаре с системами вентиляции, с контролем концентрации паров авиакеросина, водораспыления, с оборудованием воздушно-пенного пожаротушения, пять опускаемых противопожарных асбестовых штор могли разделять общее пространство ангара на шесть изолированных зон. Откуда технику на палубу доставляли два самолётоподъёмника. По палубе машины перемещали тягачами.
С 2009 года корабли Северного флота во взаимодействии с коалиционными военно-морскими силами обеспечивают безопасность гражданского судоходства в акватории Аденского залива и вдоль побережья Африканского Рога. Там несут службу БПК "Североморск", тяжёлый атомный ракетный крейсер "Пётр Великий", большие противолодочные корабли "Вице-адмирал Кулаков", "Адмирал Чабаненко" и "Адмирал Левченко". За время миссии североморцы предотвратили несколько преступлений, например, захват танкера United Emblem в Красном море, захват сухогруза Ocean Diamond в Индийском океане.
Есть у флотских военных и вовсе мирные операции, скажем, обеспечение ежегодного ледового лагеря "Барнео", куда лететь с базы примерно 8 часов. Лагерь с 2000 года по весне открывается в районе Северного полюса. На дрейфующий лёд доставляют членов экспедиции, около 50 тонн оборудования и топлива, технику и продукты питания. Выброску груза проводят с малых высот парашютным способом, в сверхвысоких арктических широтах эту операцию выполняют только экипажи ВВС РФ.