Диетолог рассказала о плюсах и минусах бариатрической хирургии
Испанские врачи провели исследование и выяснили, что на данный момент единственным эффективным способом лечения ожирения является хирургическое вмешательство. Не поможет ни «волшебная» таблетка, которой в принципе не существует в природе, ни чудодейственная диета, после которой человек все равно наберет вес. Насколько безопасен и оправдан такой метод лечения ожирения, как бариатрическая хирургия, и можно ли найти ему адекватную альтернативу, «Вечерней Москве» рассказала диетолог, гастроэнтеролог Нурия Дианова.
— В моей практике есть пациенты, которых я действительно направляю к хирургам. У них урезание диеты дает очень медленные результаты, а человеку в борьбе с ожирением важно видеть, как постепенно снижается цифра на весах. Проблема с ними состоит в том, что даже если минимально активизировать их и заставить ходить, урезать питание непросто: они многое перепробовали и просто боятся такого безоперационного медленного подхода. Многие хотят проснуться стройными. Это уже психологическая зацикленность. Да, они сидели на диетах из Интернета, но не работали над рационом и образом жизни, не обращались к психологам, диетологам и считают, что единственный метод — хирургия.
— Насколько на самом деле оправдано хирургическое вмешательство?
— Бариатрическая хирургия и правда имеет отличные показатели. Причем назначить такой метод можно даже при первой степени ожирения, при наличии сопутствующих заболеваний вроде сахарного диабета — результат будет колоссальным. Можно загнать в очень стойкую ремиссию не только само ожирение, но и сахарный диабет. Происходит оздоровление печени, уходит жировой гепатоз. Но есть и свои «побочки»: скорее всего, придется делать пластику, и к этому нужно быть готовым, потому что при похудении обвисает кожа. Эстетически это выглядит не совсем вменяемо.
— Получается, единственное негативное последствие — обвисшая кожа? Не так уж плохо.
— Не совсем. Главная сложность бариатрической хирургии — если пациент не проработал причины, которые приводили к перееданию, не получил консультацию психолога и не понял, почему он к этому пришел, существует огромная вероятность того, что ожирение у него вернется. Я спрашивала своих клиентов, прошедших через эту операцию, и многие были уверены, что, раз им там все отрезали, они и дальше могут спокойно есть свою любимую колбаску. Это, разумеется, не так. Я сама худела, будучи молодой мамой, и продолжаю поддерживать свой юношеский вес. При этом у меня нет никакой сверхдиеты — только концепция рационального питания, которая подстраивается под каждого.
— Что делать, если у человека нет денег на хирургическую процедуру?
— На самом деле я согласна с иностранными коллегами в том, что диеты, которая спасла бы от ожирения, нет. Нужно учиться питаться в рамках рациона. Употреблять можно даже алкоголь, но определенные его виды и определенное количество. Можно иногда позволять себе сладкое, но в определенное время. Диеты — это временное ограничение, и вес возвращается вместе с их завершением, но, если сделать правильное питание образом жизни, получим совершенно другой эффект. Здесь не будет срывов, потому что человек сам себя контролирует и иногда делает себе какие-то послабления. Также нужно помнить о том, что каждые семь лет метаболизм замедляется примерно на 7 процентов, и если вы хотите питаться так же, то нужно много двигаться. Отлично помогает низкоинтенсивная активность вроде ходьбы, в особенности в виде скандинавской ходьбы. Она максимально эффективна с точки зрения сжигания жира. В любом случае поправиться с возрастом на пять килограммов от своего юношеского веса — это нормально, но вот дальше запускать эту ситуацию уже не следует.
Читайте также: Елена Соломатина назвала опасные для детей диеты