Москвичи смогут полюбоваться на легендарный грузовик 1938 года выпуска
В минувшие выходные, 21 сентября, в Москве открылось еще одно выставочное пространство на экспозиции «Моторы Октября», посвященное истории отечественного автомобилестроения.
Один из главных экспонатов — легендарный грузовик ГАЗ-АА, собранный в далеком 1938 году на московском заводе имени Коммунистического интернационала молодежи КИМ (в дальнейшем — АЗЛК, то есть Автомобильный завод имени Ленинского комсомола — прим. ред.).
— Машина после долгих поисков досталась мне практически в первозданном, если можно так сказать, виде, — поделился с «Вечерней Москвой» житель Южного административного округа Кирилл Чудаков. — Я давно коллекционирую старые автомобили, их у меня уже несколько десятков.
Как рассказал собиратель, грузовик ГАЗ-АА участвовал в боевых действиях — в кабине есть следы от пуль.
— Да, стреляли в водителя, предположительно, из винтовки калибра 9 мм, — пояснил Чудаков.
Машину он отыскал в Ивановской области, в небольшом селе, где она до последнего работала. И это с родным двигателем и четырехступенчатой коробкой передач.
— А из неродного у нее — американские дверные ручки и фары того же 1938 года производства, — вспоминает Кирилл. — ГАЗ-АА — копия Ford-AA. В 30-е годы американцы продали СССР чертежи и патент на выпуск легковушки с открытым верхом Ford-A и небольшого грузовичка Ford-AA образца 1930 года. Но «Газон», или полуторка, как еще называли эту машину, поскольку грузоподъемность ее была 1500 килограммов, — не точная копия американской, некоторые детали конструкции перепроектировали под отечественные условия: плохие дороги и морозы. Полуторка стала самым массовым автомобилем СССР первой половины XX века, его даже можно было встретить на советских дорогах вплоть до начала 1970-х.
Коллекционер показал мне, как устроена кабина.
Тут все три прибора: спидометр, амперметр и аппарат, показывающий уровень бензина. Они скомпонованы в одном месте. Ключ зажигания находится в центре, он маленький и похож на ключик от чемодана. На полу — круглая педалька стартера. Отопителя нет. Да и сиденье не регулируется, зато, если потесниться, можно уместиться и втроем. Под сиденьем — ключ зажигания. Во «второй своей жизни» полуторка работала водовозом и заводилась при помощи двух соединенных вместе проводов.
Но как же зимой без отопления?
Оказывается, от двигателя много тепла идет в ноги. Потому зимой в кабине довольно комфортно. А летом поворотом ручки стоит лишь поднять ветровое стекло — и чем не кондиционер?! Аппетит у полуторки — 18–20 литров на 100 км, на 45-литровом баке далеко не уедешь. Позади кузова укреплено ведро.
— А это еще зачем? — недоумеваю я.
— После поездок зимой и осенью водители из радиатора сливали воду. «Незамерзайка» была еще в большом дефиците, — поясняет Чудаков.
На эту полуторку он даже установил номер из кинофильма «Счастливый рейс»: «11-73». Машина на прекрасном ходу, легко заводится, руль не тугой, а максимальная скорость — 50 км/ч.
Сегодня легендарный грузовик ГАЗ-АА много снимается в кино, переживая третье свое рождение. Его можно увидеть в фильмах «Бобма», «Сучья война», сериале «Диверсанты» и многих других.
Читайте также: Москвичам расскажут о новых технологиях в рамках «Дня без турникетов»