Почему Москва не хуже Европы
Разительные перемены зрительно начались в столице не так давно: лет пять–семь назад. Сегодня, если выйти вечером на Бульварное кольцо, чуть прищурить глаз и смотреть на какие-нибудь улицы в самом центре, то будет не совсем понятно, в каком городе ты находишься.
Это могут быть и Париж, и Берлин, и Хельсинки. На Никольской улице днем и ночью полно туристов, музыканты дают качественные и разнообразные представления, а патрулируют пространство полицейские с нашивками «Туристическая полиция» — они владеют несколькими иностранными языками и могут помочь любому.
А я ведь помню эту улицу под названием «Улица 25 Октября» — в память о том, что именно с нее красногвардейцы во время октябрьских боев обстреляли Кремль и через выбитые снарядами Никольские ворота прошли внутрь. Молодым людям кажется, что и лавочки, и магазины были на ней всегда. Но в советское время там было много государственных учреждений (а негосударственных еще не существовало). Часть исторических особняков восстановили, где-то достроили утраченное — улица стала смотреться намного лучше.
Сейчас, если свернуть с Тверской, можно совершить приятное путешествие пешком, однако первая пешеходная улица в Москве появилась только в 1986 году — ею стал Арбат. 1 апреля, в День смеха, улицу торжественно открыли — и уже через несколько дней вандалы поразбивали новенькие круглые фонари, а милиция стала гонять собиравшихся на ней музыкантов и уличных художников.
Такие же разительные перемены произошли и со всеми парками. Тон задал Центральный парк культуры и отдыха имени Горького: как только в нем появились охрана, видеокамеры и свет, уровень преступности сразу упал в разы. Следом за ним стали «подтягиваться» и остальные, и из мест, куда после девяти вечера заходить было боязно, они стали круглосуточным пространством отдыха москвичей. Сейчас власти делают все, чтобы и остальные парки не уступали ЦПКиО, и, надо сказать, это у них получается.
Тротуары в центре больше не заставлены автомобилями, практически исчезли с улиц бомбилы — уголовного вида таксисты, берущие за одну поездку по городу, как за дешевый билет до Санкт-Петербурга. Такси стало доступным и широко распространенным видом транспорта.
Можно, конечно, посетовать, что старые таксисты прекрасно знали город, работали с теневыми бизнесменами в части распространения алкоголя, но их знания полностью восполнил смартфон с подробнейшей картой, и если кое-где у гостиниц еще и встречаются редкие представители бомбил, то заработки их падают.
Читайте также: Выставку «Город: детали» будут проводить несколько раз в год