Чем на самом деле болеет Грета Тунберг
Юная защитница окружающей среды из Швеции Грета Тунберг 7 октября в очередной раз поменяла описание в своем профиле в Twitter, написав: «16-летняя экоактивистка с синдромом Аспергера». «Вечерка» разбиралась, соответствуют ли признаки этого психического расстройства поведению Греты на публике.
Как пишут СМИ, исходя из заявлений самой активистки и ее родителей, у девочки в анамнезе много болезней: синдром Аспергера, обсессивно-компульсивное расстройство и селективный мутизм. В 8 лет, узнав о проблемах климата, Грета впала в трехлетнюю депрессию, а потом начала бороться. Сенсацией, благодаря которой о юной общественнице узнал весь мир, стало ее выступление на саммите ООН. На записях видно, какие сильные чувства обуревают Грету: это и отчаяние («вы украли мое детство»), и гнев, и решимость идти до конца. Есть ли в этой речи признаки синдрома Аспергера или в ней скрыт только подростковый максимализм? На вопрос корреспондента «Вечерней Москвы» ответила клинический психолог Евгения Лютова.
— На видеозаписи обращения Греты к ООН не видно эхолалий (неконтролируемое автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи — прим. «ВМ»), нет никаких особенных отклонений в речи и голосе, выглядит все адекватно месседжу, который она пытается донести. Также нет никаких стереотипий (устойчивое бесцельное повторение движений, слов или фраз — прим. «ВМ»). В отличие от людей с диагностированным синдромом Аспергера, Грета не демонстрирует резких смен темы спича, не упускает из виду контекст.
Я сомневаюсь, что у этой девушки действительно есть такой набор расстройств — при нем крайне проблематично выступать. К примеру, мутизм — это ступор, когда человек периодически теряет способность говорить. Для синдрома Аспергера характерны аномалии социального взаимодействия, впрочем, симптомы могут не проявиться полностью при отсутствии стресса. Обсессивно-компульсивное расстройство — наличие пугающих навязчивых мыслей… Не верится, что она при всем этом «гоняет» по миру и проповедует улучшение экообстановки, что человек с синдромом Аспергера так жаждет публичности. Или у нее просто очень хороший психиатр, успешно комбинирующий лекарства без побочных эффектов.
Евгения Лютова объяснила, при каких условиях признаки заболеваний (если они все же имеются) могут проявиться у Греты:
— Если у Греты Тунберг есть расстройства, то они хорошо скомпенсированы. Ведь любой орган или система, и психика в том числе, имеет механизмы, благодаря которым может приспособиться к изменяющимся условиям (изменениям во внешней среде, изменениям образа жизни организма, воздействиям патогенных факторов). И признаки расстройства не будут проявляться… Но это ограниченные возможности. При тяжелых нарушениях компенсация может быть неполной, возникают побочные эффекты. Если уровень тяжести слишком высок, компенсаторный механизм может выйти из строя. То есть кончится эта история, скорее всего, грустно, либо, наоборот, хорошо — у девочки «все пройдет», она пойдет наконец в школу.
Напомним, Тунберг уже не раз меняла описание профиля в Twitter, будучи под новым впечатлением. После слов о ней президента США Дональда Трампа она процитировала его, написав о себе: «Счастливая девочка, которая предвкушает светлое и замечательное будущее». А на днях изменила запись в этой графе после критических замечаний, сделанных президентом России Владимиром Путиным. «Добрая, но плохо информированная девочка», — сказал в ее адрес российский лидер, предположив, что кто-то может использовать доброту и искренность экоактивистки в своих целях.
Читайте также: Феноменальная популярность Греты Тунберг вызывает все больше вопросов