- Город

Железу зритель верит

Кабмин утвердил перечень товаров первой необходимости в связи с коронавирусом

Синоптики: новая неделя в столице начнется с похолодания и снега

В Москве за сутки провели 6,5 тысячи исследований на коронавирус

Сергей Собянин открыл Некрасовскую линию метро

Москвичам напомнили о режиме работы организаций на выходных

Врач из Германии о коронавирусе: Немцы на грани выживания, их успокаивают русские

Каким будет мировой порядок после коронавируса

«Говорили о великом Путине»: как итальянцы отреагировали на помощь России

Космонавт объяснил, как сохранить физическое и психическое здоровье в замкнутом пространстве

Роман Вильфанд рассказал о погоде на весну и лето в России

«Все идет по утвержденному сценарию»: политолог — о наступлении новой мировой войны

«Боже, храни Лукашенко!»: русско-украинская семья сбежала от коронавируса в Минск

Как мировой кризис отразится на жизни простых россиян

Врачи предупредили о новом симптоме коронавируса

Железу зритель верит

Олег Альперович (слева) и Сергей Анискин восстановили десятки единиц раритетной техники. Причем не только военной. Иж-49 1952 года выпуска сияет как новенький

ФОТО: Екатерина Корнева, «Вечерняя Москва»

Московские реставраторы уникального профиля готовятся выполнить масштабные проекты к Дню Побе ды. С умельцами в их мастерской встретился обозреватель «ВМ».

У английского слова mad много значений: безумный, угорелый и еще десяток не слишком лестных эпитетов. Но людям из команды мастерской Mad Dragon (с англ. буквально — «Безумный дракон») больше всего нравится один из них: очумелый.

— Только такие могут заниматься тем делом, которым уже 20 лет занимаемся мы, — улыбается руководитель проекта Олег Альперович. Умельцы на все руки принимали участие в подготовке достоверного исторического реквизита для съемок многих художественных и документальных фильмов. Среди них «Утомленные солнцем-2: Цитадель» Никиты Михалкова, «Сталинград» Федора Бондарчука, «Т-34» Алексея Сидорова, готовящийся к выходу на экраны «Ильинский рубеж» Игоря Угольникова.

— А «дракон» в названии мастерской — это просто, — продолжает Альперович. — Такая эмблема у знаменитой бригады охраны Минобороны, в которой мы с Сергеем Анискиным служили в одной роте.

Олег и Сергей — костяк команды реставраторов, сложившейся в 1999 году совершенно случайно. В 1990-е Олег Альперович, юрист по образованию, и мастер-связист Сергей Анискин выживали, как и многие, — брались за любую работу. Нормально зарабатывать получилось на восстановлении лакокрасочного покрытия автомобилей.

Делали они это хорошо, и однажды известный коллекционер Владимир Тарасов предложил им не только покраску произвести, но и отреставрировать автомобиль времен Великой Отечественной.

— Оказалось, что это очень трудно, — вспоминает Олег. — Но и чертовски интересно! Как, например, изготовить деталь, которая не выпускается уже полвека, какие размеры, какой металл? Накупил десяток книжек. Мы с Сергеем помучились тогда здорово. Но сделали «конфетку», и пошла о нас по Москве широкая слава в узких кругах.

— А однажды нам поступило необычное предложение, — говорит Олег Альперович. — В мастерскую обратилась известный ассистент по реквизиту Елена Шкатова и спросила, не хотим ли мы поработать для съемок нового фильма Никиты Михалкова. Вот вы бы отказались?! С «Утомленных солнцем-2: Цитадель» начался у парней новый виток реставраторской карьеры. Киношники начали «передавать» их друг другу из проекта в проект.

— Интересной была работа в сериале «Исчезнувшие» Вадима Островского и у Алексея Сидорова в «Т-34», — говорит Олег. — Это режиссеры, попадая на съемки к которым, понимаешь: фильм будет классным.

Олег Альперович считает, что никогда компьютерная графика не заменит в кинематографе реальную боевую технику.

— В американском фильме «Ярость» для удобства работы съемочной группы внутри боевой машины построили увеличенные в 1,5 раза декорации танка, — говорит он. — Фильм — хороший, но фальшь видна. Железо должно оттягивать руки, тогда зритель — верит.

Увы, не всегда правда жизни сопрягается с финансовыми возможностями.

— Предварительные разговоры с киношниками часто проходят по одной схеме, — рассказывает Альперович. — Предлагается исполнить смелый режиссерский замысел.

Например, по заснеженному полю, стреляя на ходу, наступает немецкая танковая рота.

Хорошо, говорим мы, давайте прикинем предварительную смету. Считаем, сколько стоит историческое «железо» или изготовление его правдоподобной имитации. Уже через пару минут глаза собеседников становятся круглыми, и сценарий переписывается.

В итоге в кадре появляется энкавэдэшник с наганом в руке, которым он показывает на лес и кричит: «Там танки!» Мастера на все руки из Mad Dragon из года в год выполняют работы для организаторов празднования Дня города в Москве. В 2019-м заказ был простым: изготовление металлоконструкций для выступления артистов на городских площадях. Но в практике их работы встречалась и историческая экзотика.

— Одной из самых трудных задач была телега, — вспоминает Олег Альперович. — Нам предложили ее сделать для кинофильма «Викинг». Мы влет согласились, а потом впали в ступор: а какими они были в средние века и как из современных материалов изготовить артефакт? Вновь сначала обложившись книгами, Олег и Сергей затем вдоволь намахались топорами, пока реквизит не приобрел тот вид, который устроил и их самих, и съемочную группу.

Русские Т-34 и КВ-1, немецкие «Тигры» и «Пантеры», десятки автомобилей и мотоциклов и даже ручные гранаты — умельцы из Mad Dragon восстановили или сделали точные реплики десятков единиц техники и вооружений. Часто случается, что на первый взгляд простая работа оборачивается трудно решаемыми проблемами.

— Больше года я пытаюсь сделать турель (установка для крепления. — «ВМ») для немецкого пулемета MG-34, — говорит Олег Альперович. — Дело не в заработке, никто не заказывал — просто самому интересно. Сложнейший механизм, оказалось. Я считаю, что в войне с нами немцы были обречены на поражение: слишком дотошные в технике. У советского автомата ППШ две детали требовали станочной обработки: ствол и затвор. И все — беги и стреляй. А немцы домудрились...

ПРИМЕРЫ РАБОТ

■ «Утомленные солнцем-2: Цитадель» — макеты башен танков PZ-4 и PZ-5 («Пантера»), самолет BF-109 («мессершмитт»), автомобили ЗиС-5 и ГАЗ-АА.

■ «Сталинград» — танки PZ-5 (потом были использованы при съемках фильма Карена Шахназарова «Белый тигр»).

■ «Исчезнувшие» — четыре мотоцикла BMW R-71.

■ «Т-34» — наполнение исторических интерьеров танковых башен Т-34 и PZ-5, бронетранспортер SdKfz-251.

Читайте также:

Новости СМИ2

Анатолий Горняк

Самоизоляция — штука полезная

Михаил Бударагин

Сидите дома — исполняйте долг

Георгий Бовт

Помощь малому бизнесу: всех не спасти

Александр Лосото 

Заразу-2020 можно победить

Олег Сыров

Готовим дома мульгикапсад: вкусно и по-эстонски медленно

 Александр Хохлов 

Спастись от пандемии, приготовиться к войне

Митрополит Калужский и Боровский Климент 

Зачем Господь взалкал в пустыне?

Стать фармацевтом со школьной скамьи

Полезная неорганика поможет жить до ста лет

Упал — отжался!

Нейрохакинг: тело учит мозг быть здоровым и счастливым