В столице могут появиться частные изоляторы. И как вам?
Бизнес-сообщество Москвы предложило создать первые в России частные следственные изоляторы. Столица может выступить пилотным регионом для реализации этого проекта, сообщила в понедельник уполномоченный по защите прав предпринимателей Москвы Татьяна Минеева.
Андрей Береговский, блогер, эксперт-американист:
— Многие думают, что частные тюрьмы на Западе — это похоже на какой-то санаторий. Но это не так. Содержание заключенных в таких тюрьмах в США хуже, чем в государственных. Они организованы для дохода бизнесменов, которые их держат. Прибыль они получают от государства. Оно берет в аренду у них места для заключенных. Поэтому владельцы тюрем экономят на всем — на еде, врачах, медикаментах. Государственные тюрьмы не имеют своей целью получение дохода, следовательно, и экономии на заключенных меньше, а значит, и качество содержания выше. И это касается не только тюрем, но и мест для временно задержанных, типа наших следственных изоляторов.
Ева Меркачева, Член Совета по правам человека при президенте РФ:
— Я против этой идеи. Улучшенные камеры в СИЗО есть и сейчас, и это почва для коррупции, для давления на заключенного. Каждый гражданин имеет право на равные условия, все равны перед законом. Когда говорят, что за рубежом существуют частные тюрьмы, то это уже устаревший опыт: на Западе стараются отказываться от таких тюрем, понимая, что идея не оправдала себя. На все аргументы сторонников частных следственных изоляторов о том, что люди хотят и должны сидеть в лучших условиях, могу ответить только одно — люди попали за решетку не по своей воле и сидеть они вообще не хотят. Лучше идти путем того, чтобы создать во всех изоляторах примерно одинаковые условия и, конечно, чаще применять альтернативные лишению свободы меры наказания.
Антон Цветков, глава экспертного совета по безопасности и взаимоотношениям граждан с правоохранительными ведомствами, член общественно- го совета ФСИН России:
— Частные СИЗО нецелесообразны. Да, следственные изоляторы во многих регионах переполнены. Но решением должно быть не строительство новых частных, задачей которых будет максимальная заполняемость людьми для извлечения прибыли, а выбор меры пресечения, не связанной с лишением свободы: домашний арест, подписка о невыезде, поручительство, залог. Особенно это касается подозреваемых в экономических преступлениях. Если мы говорим про Москву, то целесообразность создания таких СИЗО может быть только в одном случае: если бы бизнес построил современный изолятор на окраине или на Третьем транспортном кольце, а после передал его безвозмездно ФСИНу. А взамен получил бы старый изолятор в центре, чтобы снести его и построить жилье или бизнес-центр. Так государство сможет без затрат поменять старые изоляторы на новые.
Александр Брод, директор московского бюро по правам человека:
— Отношение неоднозначное. Есть риски, что это будет чисто коммерческий проект, туда будут попадать люди обеспеченные. И для них будут создаваться более привилегированные условия, что будет нарушать права других граждан. Количество обвиняемых в системе ФСИН сокращается. Также нужно подходить к категории подозреваемых лиц, назначая им альтернативные меры пресечения — домашний арест, подписку о невыезде, залог и так далее. Это разгрузит наши СИЗО, которые нужно приводить в соответствие с нормами, в том числе и международными. А создавать гостиницы повышенной комфортности — это насмешка над самой системой ФСИН. Я положительно отношусь к участию бизнеса, когда он создает рабочие места, где осужденные производят мебель, продукты питания, шьют. А данную инициативу надо обсуждать с обществом — бизнесменами, правозащитниками, экспертами от ФСИН.
Мнения экспертов могут не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы»