Я же мать! Почему женщины с детьми считают, что им все должны
Материнство в современном обществе стало восприниматься как достижение. Правительство всячески поддерживает многодетных женщин: льготы, выплаты, награды. На фоне этого появился образ «яжематери» — женщины, которая требует к себе особого отношения только из-за того, что она родила ребенка. «Вечерняя Москва» узнала у экспертов, откуда взялось такое мышление в головах современных барышень.
У Марии Копыловой (имена и фамилии матерей изменены) трое детей. В сети таких, как она, называют типичными «яжематерями». На одном из форумов с объявлениями она разместила такой пост: «Приму в дар новый телевизор. Денег нет, многодетная мать». В комментариях пользователи недоумевают: «За какие такие заслуги вам должны бесплатно дарить технику?», «Мы вот работаем, копим деньги, а вы что сделали? Родили детей? Разве это труд?» В ответных комментариях Мария не сдерживается в выражениях и обвиняет своих оппонентов в бесчеловечности.
Мать двоих детей Ирина Скворцова жалуется на своей странице в социальной сети:
— Были на авиавыставке, мальчику понравилось, как самолеты кружат в воздухе, захотел зайти в салон одного из них. Но охранник преградил путь, сказав, что вход только по пропускам. Не захотел пустить ребенка! Я ему все высказала, а потом еще и отомстила — поцарапала ножичком борт самолета.
А Наталья Ковалева на материнском форуме жалуется на проведенный отпуск:
— Летели в самолете, сын играл, бегал по салону. Вдруг какой-то неадекватный пассажир стал жаловаться, что ребенок мешает ему отдыхать. Разве это нормально? Ребенку нужно развиваться, а если кому-то что-то не нравится, то это не наши проблемы.
По словам профессора кафедры социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ Александра Синельникова, женщины начали «качать права» на основании своего материнского статуса еще на рубеже 1970–1980-х годов, когда в Москве официально многодетными признали семьи с тремя детьми и ввели для них первые льготы.
— Например, согласно тем новым привилегиям, многодетных матерей должны были пропускать без очереди, — рассказывает эксперт. — Однако первое время некоторые женщины даже отказывались пользоваться этой услугой, чтобы не настраивать против себя других людей в этой самой очереди. Но вскоре появились дамы, которые начали думать так: «Если я приду в магазин сразу со всеми тремя детьми, то люди увидят мою многодетность и сами пропустят вперед». Правда, и такой метод не исключал негативной реакции со стороны окружающих.
Синельников отмечает, что, когда государство начинает поддерживать какие-то группы населения, одновременно появляются граждане, которые начинают на этом спекулировать или же, наоборот, противостоять.
— Без злоупотребления не обходится ни одно даже самое благое начинание. И последствия такого благородного дела, как поддержка многодетных семей, выражается в том, что в обществе появились люди с отрицательным отношением к материнству, причем не только многодетному. В результате сейчас на одной чаше весов — те самые «яжематери», а на другой — так называемые «чайлдфри»: добровольно бездетные люди, которые зачастую на дух не переносят маленьких детей. Последние настаивают на том, чтобы в городе открывались специальные кафе, куда не пускают семьи с детьми, чтобы ввели авиарейсы, на которые не продают билеты пассажирам с детьми и так далее. Вероятно, что причина появления подобных мнений, как ни странно, уходит корнями в поддержку семей со стороны государства. Натуральные льготы, которыми пользуются многодетные матери на глазах у других людей — проходят без очереди, бесплатно ездят на транспорте и прочее, — вызывают раздражение у тех, у кого нет подобных привилегий. К слову, у любых льгот есть и обратная сторона. В материальном плане они помогают семьям, а вот в моральном — вредят. Появляются те самые «яжематери» — как многодетные, так и с одним, двумя детьми, которые «трясут» своими льготами перед другими — и разумеется, вызывают негативную реакцию. Надо сказать, что денежные пособия семьям с детьми не провоцируют такого раздражения у окружающих, как право на внеочередное обслуживание и другие натуральные льготы, пользование которыми носит демонстративный характер, — сказал Александр Синельников.
Социолог Алексей Рощин утверждает, что у самих матерей на фоне всевозможных разговоров о государственной поддержке молодых семей происходит внутренний диссонанс.
— Вроде бы государство помогает, выплачивает пособия, предоставляет льготы, но с другой стороны — зачастую все оказывается не так прекрасно в реальной жизни, — отмечает он. — Цены на продукты и детские товары высокие и пособий не хватает. В результате женщина не чувствует себя достаточно привилегированной. И она старается выплеснуть эту неудовлетворенность своим положением на окружающих. Раз уж общество не относится к ней должным образом, то она сама будет призывать его к порядку. А окружающие со своей стороны не понимают, чего женщина пытается добиться своими требованиями. И буквально на ровном месте рождаются конфликты.
Кроме того, Рощин утверждает, что поведение «яжематерей» — это в том числе и своеобразная реакция на набирающие популярностью феминистские движения.
— В нашей стране феминизм пока что не принимают. Но наши москвички знают, что в мире есть женщины, которые борются за свои права, и к ним прислушиваются. Напрямую заявить: «Я же женщина, и поэтому у меня есть определенные привилегии» — неудобно и несвоевременно, окружающие не поймут. А сказать «Я же мать!» — можно легко, — говорит социолог.
С психологической точки зрения «яжематерями» чаще всего становятся женщины с комплексом отличницы — которые во всем стараются быть лучше всех, считает клинический психолог Михаил Хорс. А провоцируют их социальные тренды.
— Такое поведение спровоцировано двумя социальными трендами, — рассказывает Михаил. — Первый — маркетинг: реклама навязывает нам, что дети заслуживают самого лучшего, в магазинах продается огромные количество детской одежды всевозможных цветов и фасонов, девайсы, игрушки и прочее. Еще в середине прошлого века у нас не было как таковой детской моды: была взрослая одежда и примерно такая же — маленького размера. А в качестве памперсов наши мамы использовали обычные пеленки. Вокруг детей так не «прыгали», как сейчас. Сегодня, под влиянием маркетинговых кампаний, детей практически обожествляют, а родители буквально становятся их слугами. Так и матери, родившие так называемого бога, считают себя героинями. Если бы этого перегиба не было, то и не было бы такого явления, как «яжемать».
Второй социальный тренд — снижение численности детей в семьях, утверждает Михаил Хорс.
— В дореволюционное и частично в советское времена нормой считалось иметь по пять-семь детей. Сейчас же для получения статуса многодетности нужно родить троих. И это уже героический поступок! Распространено мнение, что после рождения ребенка личная жизнь заканчивается — все силы, внимание и время нужно уделять новому члену семьи. То есть получается, что матери практически жертвуют собой ради продолжения рода. И это придает им особый внутренний статус: мол, раз я родила, то и ко мне теперь должны относиться как к героине.
По мнению частного психолога Александры Кривовой, эффект «яжематери» — это также следствие низкой самооценки женщины и отсутствие самореализации в жизни.
— Ребенок становится единственной целью жизни таких матерей. Если заглянуть в их социальные сети, то они заполнены фотографиями и видеозаписями с участием ребенка. Часто снимки подписаны так: «Сын — самый главный мужчина в моей жизни». То есть получается, что, кроме ребенка, у женщины нет никакой другой жизни, интересов. О себе и о своем чаде такие матери говорят обобщенно — «Мы пошли в садик», «Мы поели». Это неправильно.
Женщина не должна отождествлять себя с ребенком. Иначе это может спровоцировать психологические проблемы у самих детей. В результате такой сын в зрелом возрасте будет продолжать жить с матерью, считая ее главной женщиной в своей жизни, — утверждает психолог.
Александра Кривова отмечает, что окружающим реагировать на негативные выпады со стороны «яжематерей» не стоит.
— Лучше отнестись снисходительно, — советует психолог. — Споры и конфликты не принесут никакого результата в данном случае. «Яжемать» — это социальный феномен, который родился в современном обществе, и пытаться противостоять ему бессмысленно. Нужно принять это как данное.
А вот беспричинное раздражение при виде детей, многодетных матерей или детских фотографий в социальных сетях — это уже повод задуматься о своем психологическом состоянии.
— Чужая жизнь не должна вызывать раздражения. Если человеку не нравится, что его бывшая одноклассница стала мамой и теперь выкладывает фотографии ребенка — логично просто отписаться от нее. А вот негативные эмоции, скорее всего, говорят о наличии каких-то неразрешенных проблем родом из детства. Например, некоторые не любят детей из-за того, что их обижал старший брат или сестра или, наоборот, родился младший и все внимание родителей переключилось на него, — заявляет психолог.
К слову, из-за негативного отношения общественности к «яжематерям» некоторые многодетные семьи стали скрывать свой социальный статус. Так, в московской семье Малкиных — десять детей, один из которых приемный.
Но на людях они не признаются в своей многодетности.
— Когда-то давно я пыталась пройти без очереди в поликлинику, а в ответ на меня посыпалось огромное количество негатива, — вспоминает многодетная мать Ольга Малкина. — Люди спрашивали, чем они хуже, почему они должны тратить время и пропускать меня вперед только из-за того, что я родила более трех детей… Теперь я предпочитаю не афишировать свою многодетность. Даже в школе, когда моих детей просят рассказать о семье, они выдумывают легенды. Не хочется выслушивать никаких вопросов по поводу того, как мы живем, как справляемся и так далее. Растить детей — это огромная ответственность, которую даже не с чем сравнить. Нужно быть предельно собранной, сконцентрированной. Здесь не может быть времени на то, чтобы хвастаться материнством.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Дмитрий Смирнов, глава патриаршей комиссии по делам семьи, защите материнства и детства, протоиерей:
— Мы живем в состоянии нравственной катастрофы, — говорит священнослужитель. — В обществе преобладает хамское поведение. Люди стали более агрессивными — матери учат детей «давать сдачи» в ответ на оскорбления, а учительницы в школах кричат на своих учеников. В результате школьники сами ведут себя агрессивно как по отношению друг к другу, так и к преподавателям, родителям. Если в транспорте стоит женщина с ребенком на руках — какие могут быть сложности в том, чтобы уступить ей место? Или почему бы не пропустить многодетную мать вперед себя в магазине? Не нужно доводить до конфликта. Хотя бы ради психологического здоровья нашей будущей нации, ведь все эти крики могут травмировать самого ребенка. К женщине, браку, детям нужно относиться по-христиански уважительно.
КСТАТИ
В Европе явление «яжемать» не распространено. Дело в том, что многодетность в европейских странах никак не пропагандируется, декретный отпуск небольшой и особых льгот для матерей нет. Поэтому, в отличие от России, там большая часть населения спокойно относится и к добровольной бездетности. Россияне заводят детей в том числе и ради того, чтобы в старости было кому о них позаботиться — «подать стакан воды». В западных странах распространены дома престарелых, где специальные сотрудники ухаживают за старшим поколением. Поэтому там люди спокойно отказываются от рождения детей, так как уверены, что в старости они все равно окажутся в доме престарелых.
Что «яжематери» и их подруги пишут в Сети:
— Глупая молодежь! Хотят они путешествовать и карьеру строить. Детки — главное в жизни любого человека, а не ваши путешествия и карьера. У меня подруга, ей под 25, а она на Мальдивы, ГОА, Ямайку, Нью-Йорк мотается. Ей деток надо, а она… Вот мне 24, и у меня три ребеночка, и я безмерно счастлива.
— Мне 20, и у меня трое детей, а у моей сестры, представьте, ни одного, хотя она старше меня. Живет в свое удовольствие, ездит на курорты. Мне никак не помогает материально. Очень обидно! Дети хотят кушать, а ей все равно.
— За ребенка муж обещал машину, но зажал. Видите ли, денег не было! Как будто за девять месяцев не скопить, это же СЫН! Разругались.
— Обычно мамы в соцсетях выкладывают фотографии своих детей и подписывают: «Сегодня нам полгодика», «Наши первые шаги», «Наша любимая каша». Но я сегодня зашла на страницу к одной женщине и, мягко говоря, была в шоке. Она выставила фотографию своего взрослого сына в военной форме и подписала: «Мы пошли в армию».
Читайте также: Многодетные матери обменялись опытом воспитания