Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Теракт в Крокус Сити

Теракт в Крокус Сити

Какие профессии считались престижными в СССР?

Какие профессии считались престижными в СССР?

Выборы

Выборы

Ювелирные украшения из СССР

Ювелирные украшения из СССР

Идеальный мужчина

Идеальный мужчина

Полицейский с Петровки

Полицейский с Петровки

Фестиваль молодежи

Фестиваль молодежи

Русский след в Гарри Поттере

Русский след в Гарри Поттере

Кто такие инфоцыгане и как не обанкротиться при встрече с ними

Общество
Кто такие инфоцыгане и как не обанкротиться при встрече с ними
Фото: https://pixabay.com/ru

Они сверлят нас взглядом с рекламных баннеров в интернете, заваливают спамом электронную почту, маячат на уличных билбордах и в телерекламе. Они обещают сделать из нас «суперменеджера» за три дня, «стать самой желанной» за месяц, «раскрутить бизнес» — с нуля и даже с минуса за неделю. В народе им уже и прозвище придумано — инфоцыгане. Жулики, которые под видом драгоценной информации продают воздух.

Индустриальный ХХ век позволил людям пользоваться электричеством, водопроводом, теплыми туалетами и, что важнее всего, свободой выбора. Когда тяжкий труд делают машины, у людей появляется время на образование. Хорошо выучился — много заработал. Однако зачем овладевать сложным мастерством, если успеха в обществе можно достичь, просто будучи приятным и общительным человеком? Зарабатывать, объясняя это широкой публике, первым догадался праотец нынешних инфоцыган Дейл Карнеги. Он основал тренинговый центр имени себя аж в 1912 году.

К середине ХХ века выпятилась другая проблема. Сравнительно образованных людей стало много, они перестали помещаться в социальные лифты: рабочих мест для всех «умников» перестало хватать. Простодушный метод Карнеги «улыбайтесь, господа» уже не действовал. Требовался более хитрый подход. Одни тренеры были профессиональными психологами и пользовались достижениями своих предшественников-коллег Курта Левина, Карла Роджерса, а другие замесили адский винегрет из психологии, философии, восточных мистических учений, теософии и даже астрологии. Это и были первые инфоцыгане. Типаж сохранился и по сей день. Покупаете вы, например, курс по контекстной рекламе, а вас там учат заниматься йогой, правильно питаться и мотивируют, призывая «позитивно мыслить». Часто экспресс-гуру вообще не имеет никакого образования, а его «экспертность» приобретена на таких же курсах, какие он штампует теперь сам.

В Россию эти господа проникли из США в восьмидесятые и сначала довольно сильно нашумели. Особенно компания Lifespring (с английского можно перевести как «Источник жизни» или «Весна жизни». — «ВМ»). Одна из главных задач ее тренинга состояла в том, чтобы помочь человеку увидеть свои скрытые ресурсы. Якобы они у нас безграничны. Кухарка в глубине души может управлять государством, а офисный клерк справится с должностью председателя земного шара.

Российские тренеры, обученные американцами, на занятиях оскорбляли студентов и создавали ситуации коллективной травли, призывая всех участников третировать избранного «изгоя». Или поступали так: начальника заставляли изображать официанта, скромнику приказывали переодеться в балетную пачку и пуститься в пляс. Было там еще много странных и унизительных упражнений.

Поначалу «Лайфспринг» много хвалили: душевный стриптиз, пережитый человеком публично, на некоторое время притуплял мнительность, снижал чувство стыда и страха. Самым усердным выпускникам даже удавалось немного подняться по карьерной лестнице. Скандал грянул после самоубийства русской модели Русланы Коршуновой в июне 2008 года. Она выбросилась из окна квартиры на Манхэттене. А через год покончила с собой ее подруга и коллега Анастасия Дроздова. Впоследствии выяснилось: перед смертью обе барышни жаловались на подавленность и опустошенность после посещения «уроков» одного из российских подражателей «Лайфспринг». Однако никаких последствий эта история не имела. СМИ поворчали, побросались словами «психокульт» и «психосекта» и притихли.

В последние двадцать лет отечественные разновидности «Источника жизни» разрослись по стране, как лопухи. Возвышению экспресс-образования немало помогло стремительное развитие бесплатных рекламных площадок — соцсетей и сервиса YouTube.

Авторы курсов довольно скоро сообразили, что самый ходкий товар — «личностный рост» в сторону обогащения и романтической любви. Курсы «женственности», «мужской силы», «бизнеса с нуля», «денежного мышления» и т.д. сулят своим адептам баснословные барыши и бурный успех у противоположного пола, а иногда все вместе сразу.

Правда, «любовные» тренинги публика довольно быстро раскусила: их стоимость неуклонно падает. Онлайн-пособие о том, как стать «самой желанной», которое десять лет назад улетало по пять тысяч рублей, сегодня со скрипом идет по восемьсот. Различные «гуру семейного счастья» снижают цены билетов на свои шоу втрое. Однако у тренеров по «богатству» и «финансам» дела идут в гору. Недавно отрасль дала свежий побег — тренинги по инфобизнесу, то есть заработкам в интернете. Масштаб, по традиции, колоссальный. «Как зарабатывать миллион в месяц, не вложив ни копейки?» — ставят вопрос ребром инфодельцы — и обещают научить. Многие им верят: цены на «уникальные информационные продукты» доходят до двухсот тысяч целковых. За такие деньжищи можно высшее образование получить. Но люди не хотят быть учеными. Они хотят миллион в месяц.

— Честных курсов по бизнесу не существует. Все, что предлагается, это стопроцентная афера, — считает настоящий миллионер, владелец нескольких предприятий Андрей Ковалев. — Когда люди называют себя миллиардерами и берут от трех до шестидесяти тысяч рублей за билет на свой курс, возникает вопрос: может, у них у самих дела идут не очень хорошо? Видимо, они потеряли деньги, если решили возместить потери таким способом. Мне бы и в голову не пришло брать плату за свои консультации.

С Ковалевым согласен социальный психолог Александр Невеев:

— Успех в бизнесе — это штука плохо предсказуемая, но точно известно, что вероятность этого успеха довольно низка. По статистике, почти 90 процентов стартапов разваливаются в течение трех лет, не принеся ни копейки прибыли, а иногда и разорив своих создателей. Это значит, что никаких «секретов» ведения бизнеса не существует. Интересный момент: ни одна страховая компания не страхует стартапы. Если бизнес-тренеры так хорошо разбираются в перспективных бизнесах, почему бы им не инвестировать в уже готовые проекты? Это более стабильный заработок, чем обучение.

Есть и еще одна ловушка. На бизнес-курсах «студентам» скармливают немного полезной информации. Обучают чему-то по существу дела. Например, помогают создать сайт, записать промо-ролик, настроить рекламу в поисковике. Овладев этими скромными навыками, человек радуется: теперь у него есть страничка, ролик, реклама — все по-взрослому! Ему кажется, что это и есть тот самый сокровенный секрет.

— Однако дистанция между наличием своего сайта и успехом бизнеса — огромна, — говорит Невеев, — научиться настраивать рекламу в «Яндекс.Директе» можно по интернету без всяких курсов, а по существу дела бизнес-тренерам нечего сказать. Поэтому основной упор делается на мотивацию, на вдохновенные речи о том, что нужно вкалывать, презирать слабость, развивать в себе лидерские качества. Тренинги заточены на то, чтобы человек воодушевился, захотел совершить прорыв. Очень часто людям кажется, будто эти новые сильные эмоции и есть большое достижение. Изменение принимают за улучшение. Однако нужно различать эффективность и эффектность. Эффект пройдет, и вы вернетесь к своему разбитому корыту, от которого отправлялись на тренинг.

Вот типичный облик современного инфоцыгана: этот человек часто моложе тридцати лет. Паству он привлекает с помощью бесплатных онлайн-семинаров.

Первые полчаса он хлопочет своим приятным, интеллигентным лицом (привет Дейлу Карнеги!) и хвастается «достижениями» — шикарными квартирами и машинами, — которые обрел благодаря своему коммерческому таланту. Потом еще полчаса агитирует за платные «ступени» своего курса — одна дороже другой.

— Такие юноши часто позиционируют себя как миллионеров новой формации, которые смогли раскрутиться с нуля благодаря блогам и соцсетям. Однако нужно убрать иллюзии, — говорит психолог, специалист по созданию личного бренда Александр Державин. — Либо ему родители дали первоначальный капитал, либо это легенда. Например, я постоянно вижу рекламу тренингов, где за сто тысяч обещают помочь раскрутить Instagram-страницу, не вложив ни копейки. Но в наши дни создать популярный блог, не делая вложений, невозможно. Работая круглые сутки, удастся набрать максимум пять тысяч подписчиков, это ничтожно мало.

Кто такие инфоцыгане и как не обанкротиться при встрече с ними Если кто-то из экспертов взял у клиентов деньги и сбежал, пострадавшим компенсирует убытки фонд организации / Фото: Екатерина Якель, «Вечерняя Москва»

Психолог убежден: чтобы начать зарабатывать на рекламе, нужно тратить на продвижение аккаунта в среднем полтора миллиона в год и, конечно, нанять специалиста. Те, кто несет последние сто тысяч «экспертам по «Инстаграму», просто кладут свои деньги в карманы мошенникам.

— Прежде чем довериться бизнес-тренеру, — предупредил психолог, потрудитесь тщательно проверить его экспертность. У честного эксперта всегда есть опыт удачных консультаций, подтвержденных реальными людьми — со ссылками на их личные страницы и контактными данными.

Разоблачая тренинги «успешного успеха», я на многих из них побывала как студентка. И всегда обращала внимание на своих соседей по парте. Как правило, это люди, задавленные нуждой, долгами и кредитами. Известный факт: человек, переживающий трудности, становится более легкой добычей для мошенников, поскольку не уверен в своих силах, ищет поддержки извне. На этой особенности нашей психики основан цыганский гипноз: гадалки выбирают из толпы людей депрессивных, погруженных в какие-то печальные мысли. Именно поэтому в девяностые, когда у нас выбили почву из-под ног, жулье всех мастей переживало ренессанс.

Время от времени в СМИ появляются сообщения о самоубийствах и обострениях психических заболеваний у людей, посетивших какие-нибудь подозрительные собрания. В прошлом году шум поднялся вокруг одного тренинга «духовной силы», который обещал за три дня перевоплотить любого хлюпика в «настоящего мужчину». Оригинальная «педагогическая» методика состояла в устроении массовых побоищ между участниками. В итоге несколько человек умерли от внутренних повреждений, полученных на «семинарах». Это после пьяной драки принято обращаться в полицию и травмопункт, а после эзотерической — наоборот, надо сидеть дома и чутко ждать, когда «проявятся результаты». В общем, снова психологи-прощелыги вышли сухими из воды и продолжают калечить людей по всей стране.

И, казалось, нет конца и края этому безобразию. Однако на минувшей неделе забрезжил луч надежды: инфоцыганами заинтересовалась Госдума.

25 ноября депутаты собрали совещание рабочей группы по повышению цифровой грамотности населения. Идея в том, чтобы взять под законодательный контроль все российское онлайн-образование и бизнес-тренеров в частности.

Эксперты предложили прописать в федеральном законодательстве понятие «интернет-образование» и сделать его лицензируемым видом деятельности. А за практику без разрешения прописать штраф — около ста тысяч рублей. Как сообщил «Вечерней Москве» Андрей Коннов, руководитель рабочей группы по противодействию интернет-мошенничеству при Национальной ассоциации цифровой экономики, соответствующий законопроект будет подготовлен уже в январе следующего года.

— Для тренеров и коучей, — сказал Коннов, — будут созданы саморегулируемые организации, профессиональные сообщества, которые будут сами регулировать деятельность своих участников: введут ощутимые членские взносы, обязательную аттестацию, установят жесткие нормы, в том числе этические. Если кто-то из экспертов взял у клиентов деньги и сбежал, пострадавшим компенсирует убытки фонд организации.

Тогда ни один ловкий двоечник с картонкой вместо диплома не сможет прорваться в тренеры.

К РАЗМЫШЛЕНИЮ

Психологи выделяют три признака деструктивного тренинга

— Участникам предлагается начать жизненные изменения с того, чтобы что-нибудь уничтожить в себе: «внутреннего врага», «тень», «внутреннюю мамочку», «слабака», «чувство вины», «ложную скромность». Причем подталкивают людей к «переменам» с применением грубого насилия: оскорблений, унижений и групповой травли. Любые неприятные чувства и физическую боль «тренеры» объявляют симптомами роста и движения к успеху: «только через боль приходит счастье», «сначала станет намного хуже, чтобы потом стало намного лучше» и т.п. На деструктивном тренинге можно наблюдать такую абсурдную картину: один участник плачет, остальные ему аплодируют.

— «Тренер» всеми способами старается поддерживать возбуждение, состояние ажитации в своей «пастве». Например, кричит и нецензурно выражается, совершает действия, неприемлемые с моральной точки зрения. Например, на одном «психологическом» собрании предводитель призывает на сцену участниц и бьет их лопатой по мягкому месту, а потом заставляет нюхать свои носки.

— Ведущий тренинга жестко пресекает попытки человека покинуть собрание, выйти из травмирующей ситуации. Чаще всего «отщепенца» шантажируют так: «Если ты уйдешь, то вся группа не достигнет результата».

— Реальный результат таких перформансов — расшатывание психики, потеря контроля над эмоциональной сферой, тяжелое эмоциональное выгорание, апатия и так далее вплоть до манифестации психических расстройств, — говорит психолог Александр Невеев.

Инфоцыган восьмидесятого уровня

Четыре года назад Москву посетил Джордан Белфорт, бывший брокер, который стал прототипом главного героя в фильме Мартина Скорсезе «Волк с Уолл-стрит». Он стремительно заработал миллионы, продавая акции шарашкиных контор очень богатым людям. Был за это осужден, отсидел год и 10 месяцев и переквалифицировался в ораторы-мотиваторы, чтобы отдать 12 миллионов долларов, которые задолжал своим клиентам. Самый дешевый билет на его выступление в «Лужниках» стоил 17 500 рублей. В ВИП-ложе цены доходили до 200 тысяч. Зал был полон. Самое ценное, что Белфорт сообщил на своей драгоценной лекции, было следующее: чтобы стать миллионером, надо очень сильно любить деньги. Аплодируем стоя.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

По данным образовательных сервисов «Яндекса», объем рынка онлайн-образования в России к 2021 году может вырасти до 53,3 млрд руб. К таким выводам в компании пришли на основании исследований, которые провели «Нетология-групп», Высшая школа экономики, Фонд развития интернет-инициатив, ФОМ, comScore и East-West Digital News. За 2018 год россияне потратили на онлайн-образование больше 1,3 млрд руб.

Читайте также: Дилетанты нашего времени. Почему глупость теснит профессионализм

Эксклюзивы
Вопрос дня
Кем ты хочешь стать в медиаиндустрии?
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.