Кто может напасть на Россию и чем защищаться
Замглавы Российской академии ракетных и артиллерийских наук по информационной политике Константин Сивков в материале для издания «Военно-промышленный курьер» назвал будущие районы войны у границ России. По его мнению, основными зонами боевых действий станут акватории на расстоянии 400–500 км от российского побережья. «Вечерняя Москва» спросила у военных экспертов, стоит ли бояться морской войны.
Насколько высока вероятность?
Военный историк Юрий Кнутов считает, что война на море России не угрожает.
— На сегодняшний день война на море более вероятна не между Россией и США, а между Китаем и США. Здесь вероятность выше, потому что искусственные острова в Южно-Китайском море, на которых строятся военные базы КНР, вызывают протест у стран Юго-Восточной Азии, — отметил Кнутов.
Напротив, военный эксперт журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков вполне допускает морские стычки России со Штатами.
— Вероятность возникновения на морских театрах военных действий достаточно высокая. У США 11 авианосных боевых групп, которые они могут в любой момент двинуть к российским берегам, как со стороны Атлантики, так и Тихого океана. Единственное, что отодвигает такой сценарий, — это то, что операционная готовность у авианосных групп США не в самом лучшем состоянии. Они могут максимально активно задействовать только два авианосца, — сказал Леонков.
Он также указал на то, что США наращивают морскую мощь, и Дональд Трамп поставил задачу довести состав флота до 355 вымпелов.
От кого защищаться?
По границам России сосредоточены далеко не последние флоты мира. Кнутов подчеркнул, что ВМФ Турции — самый мощный в Черном море. Однако этот дисбаланс можно легко преодолеть наличием у России новейших ракетных систем, которые можно размещать как на суше, так и на кораблях. На Балтийском «театре» Россию делает уязвимой «закрытость» моря.
— На Балтийский флот в случае войны ставку делать нельзя. Он заперт, — говорит эксперт. — То же самое касается Каспия, где самый большой по количеству флот у Ирана. При этом во время антитеррористических операций в Сирии Каспийский флот доказал свою эффективность.
Гораздо лучше Россия себя чувствует в Арктике и Тихом океане.
— Северный флот — главный флот России, — отметил Кнутов. — Имея атомные подлодки, атомные ледоколы с оружием на борту и арктические базы, Северный флот способен охранять важнейший транспортный коридор — Северный морской путь.
Что касается Тихого океана, то здесь Россия тоже боеспособна благодаря поддержке с берега и наличию ракет. Хотя те же Япония и Южная Корея имеют флоты мирового уровня.
Алексей Леонков обратил внимание на то, что после США потенциальная угроза может исходить от Канады, Норвегии и Великобритании, которых американцы подключили к борьбе за Арктику.
Чем защищаться?
В случае морских боевых действий потенциальный противник в лице США сделает ставку на крылатые ракеты «Томагавк» и межконтинентальные баллистические ракеты «Трайдент». Подойдя на расстояние 1000 км, американский флот, оснащенный «Томагавками», может ударить вглубь российской территории. Эта стратегия называется «глобальный мгновенный обезоруживающий удар», уточнил Леонков.
При этом, по мнению военного эксперта, если раньше эта стратегия имела шансы на успех, то теперь уже нет.
— Российские комплексы береговой обороны и ВМС могли применять ракеты на расстоянии 300–600 км от берега. Но после военной реформы у России появились гиперзвуковой авиационный комплекс «Кинжал» и гиперзвуковая противокорабельная ракета «Циркон», — рассказал он.
«Цирконами» можно оснастить почти все новые корабли, потому что у них есть установки вертикального пуска. Эти ракеты могут принять и комплексы береговой охраны «Бастион».
Наличие «Цирконов» и «Кинжалов» создает такую ситуацию, при которой США уже не могут наносить безответные удары ближе двух тысяч километров от российского побережья.
— Зона воспрещения доступа и маневра теперь находится на расстоянии одной–двух тысяч километров от морской границы. У США нет комплекса, который гарантированно может перехватить «Цирконы» и «Кинжалы», — добавил Леонков.
Два типа гиперзвуковых ракет развивают скорость порядка десяти махов. Благодаря высокой скорости и функции маневрировании они становятся почти неуязвимыми для американской ПВО.
Читайте также: Россия завершила испытания нового комплекса ПВО «Гибка-С»