Клоунов наградили медалями за выступление в Сирии
Смех — дело серьезное. Об этом лучше всего знают клоуны старой школы Юрик и Шурик, выступающие вместе с начала 1980-х. Профессиональными секретами артисты поделились с корреспондентом газеты «Вечерняя Москва».
Творческая встреча с артистами цирка Юрием Сучковым и Александром Корниловым прошла в клубе-галерее «Крылатский орнамент» территориальной клубной системы «Кунцево». Легендарный цирковой дуэт вспомнил о смешном и грустном.
На вопрос, только ли на детей ориентируются клоуны, Александр Корнилов ответил, что скоморохи существовали с незапамятных времен и веселили всех без разбора.
А Юрий Сучков напомнил, что в советское время на вечерние представления дети до определенного возраста не допускались вообще.
Также гостей вечера интересовало, чем клоун отличается от комика. На это друзья ответили, что клоунское искусство подразумевает актерское мастерство и владение определенными цирковыми жанрами. И потому комик не равно клоун.
— Комики вышли из многочисленных западных кафе, где собирались посетители, и кто-то кого-то в шутку начинал цеплять. Часто у комиков бывает юмор ниже пояса, чего мы, клоуны, себе не позволяем, — заявил Юрий Корнилов.
Юрик и Шурик признали, что старая клоунада отличается от современной. Скажи сейчас детям: «Я посчитал на счетах», — им это будет непонятно, а значит, не смешно. Есть классические клоунады, вечные, как комедия положений: например, если человека неожиданно чем-то обрызгали.
Коллеги вспомнили, что всегда имели в репертуаре сатирические репризы, высмеивающие какие-то недостатки. Сейчас клоуны работают в основном как мимы, чтобы их понимали даже иностранцы.
Сучков рассказал о классической клоунской репризе:
— Это комическое антре (от французского entree — выступление. — «ВМ»), в котором есть завязка, конфликт и не ожиданная развязка — финал-перевертыш.
Собравшиеся говорили еще и о том, что артисты цирка, включая клоунов, не должны сидеть спиной к манежу. Во-первых, потому, что это неуважительно по отношению к месту работы. Во-вторых, из соображений безопасности: по арене может бежать лошадь и нечаянно задеть копытом.
Отмечая наиболее запомнившееся выступление, друзья рассказали такой случай. Когда в 1985 году столица принимала Всемирный фестиваль молодежи и студентов, Юрика и Шурика пригласили выступить в Театре Советской армии. По этой сцене теоретически могли ездить танки. Пока клоуны дошли от кулис до середины зала, потребовалось много времени. Но артисты умудрились удержать внимание зрителей. Они уверены: размер площадки не имеет для них значения — они выступают как на манеже в присутствии тысяч людей, так и в квартире.
Говоря о своих выступлениях в больницах и детских домах, комики приняли серьезный тон. Да, они веселят маленьких пациентов, чтобы хоть ненадолго отвлечь их от боли и страха.
— Как-то мы пришли в детский дом, где никогда не видели клоунов. И первая реакция ребят была — спрятаться. Но мы все равно начали работать. Малыши поняли, что мы хорошие, смешные, — поделился Юрий Сучков.
Рассказывая, как он смешит своих троих внуков, подчеркнул, что для него удивительно, насколько внимательно дети смотрят устоявшийся репертуар.
Творческая встреча закончилась общим выводом: смех — дело серьезное. Во время Великой Отечественной войны клоуны выступали и на фронте, и в госпиталях.
— Пару лет назад нас пригласили выступить на военной базе в Сирии. Мы показали несколько клоунад. Через какое-то время в Минобороны нам с Александром вручили медали «Участнику военной операции в Сирии». Это было очень приятно! — улыбнулся Сучков.
САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
— Клоун Карандаш (Михаил Румянцев). Особенно запомнился публике в дуэте с собакой Кляксой.
— Юрий Никулин. Большинство людей знают его как блестящего киноактера. А ведь его призванием был цирк.
— Олег Попов. Самый яркий его образ — человек с копной волос в чрезмерно широких штанах и клетчатой кепке.
— Марсель Марсо. Французский мим. Клоун Бип с белым лицом, в полосатом свитере и потрепанной шляпе стал известен всему миру.
Читайте также: Новый детский технопарк «Кванториум» открыли в Балашихе