Главное
Карта городских событий
Смотреть карту
Сторис
Легендарный «Москвич» вернулся

Легендарный «Москвич» вернулся

Какие города играли роль Москвы

Какие города играли роль Москвы

Кого нельзя сократить?

Кого нельзя сократить?

Звезды, которые стали блондинками

Звезды, которые стали блондинками

Отцовство в зрелом возрасте

Отцовство в зрелом возрасте

Судьбы детей-вундеркиндов

Судьбы детей-вундеркиндов

Пары, которые быстро развелись

Пары, которые быстро развелись

Как рок-н-ролл пришёл в СССР?

Как рок-н-ролл пришёл в СССР?

Где в мире заблокированы соцсети

Где в мире заблокированы соцсети

Как защитить машину от угона

Как защитить машину от угона

Крушение Су-57: технические неполадки или вина пилота

Общество
Крушение Су-57: технические неполадки или вина пилота
Во время летных испытаний крыло Су-57 постепенно подвергалось перегрузке / Фото: Скриншот видео

В Хабаровском крае разбился первый серийный Су-57. Истребитель пятого поколения взорвался при падении. Авиакатастрофа произошла в 111 км от аэропорта Дземги. Пилоту удалось катапультироваться. В обстоятельствах крушения разбирается спецкомиссия. Пока выдвинуты две версии: первая — ошибка пилота, вторая — неполадки с двигателем первого этапа АЛ-41Ф1 (изделие 117).

Опрошенные «Вечерней Москвой» авиаэксперты склоняются к человеческому фактору. При этом они указали на то, что избежать аварий при тестировании новой техники практически невозможно.

Человеческий фактор или отказ двигателя

— Возможно, это ошибка пилота. Техника новая. Авионика еще не откалибрована. Каким образом пилот ввел самолет в какой режим и что испытывал, предстоит установить комиссии. Из критических точек мы имеем работу силовой установки. Но двигатель был проверен в «десятой степени», в любых режимах. Вероятно, произошли сбои в авионике. Нужно выяснить, как оператор управлял, чего он требовал от воздушного судна, — отметил военный эксперт Александр Артамонов.

Он уточнил, что пилот мог ввести самолет в «некий закритичный режим» и не до конца понял, каким образом управлять машиной в данной ситуации. При этом спикер уточнил, что это всего лишь гипотеза. Для более-менее точной оценки нужны хоть какие-то материалы, например, запись полета.

Заместитель главного редактора журнала «Авиапанорама» Владимир Попов допускает обе версии.

— В принципе есть технические ошибки или недоработки. Но они тоже связаны с человеческим фактором. Люди и управляют, и готовят на земле авиационную технику. Все равно все в конечном счете зависит от человека. Все-таки там было и что-то, что возбудило аварийную ситуацию — отказ техники, — заметил заслуженный военный летчик РФ.

Это уже третий, но самый серьезный инцидент с Су-57. В 2001 году на авиасалоне МАКС в Жуковском произошел выпуск тормозного парашюта из-за сбоя в работе автоматики силовой установки. Второй неудачный случай состоялся тоже в Жуковском в 2014-м. Тогда произошли задымление и локальное возгорание над правым воздухозаборником.

Без аварий испытаний не бывает

Оба специалиста обратили внимание на то, что Су-57 — новая машина. И без аварий испытание новой техники никогда не обходится.

— Любая машина проходит тестирование. Аварии неминуемы при разработке новой техники. Идет наработка на ошибку, на отказ той или иной системы, — подчеркнул военный эксперт Артамонов.

Он напомнил, что американский аналог F-35 тестируется уже более пяти лет во всех режимах. И тем не менее американцы говорят, что модель недоработана. Тестирование уже «затягивается».

— В случае с Су-57 еще рано о чем-то говорить. Его испытания идут год. Это нормальный срок, — добавил военный обозреватель.

Попов тоже заявил о необходимости нарабатывать эксплуатационный опыт, опыт пилотирования и боевого применения.

— Летчикам и техникам-инженерам нужно учиться его обслуживать. На тренажерах не натренируешься. Можно отработать какие-то технологические параметры и способы — как включать, выключать, заправлять, подвешивать боеприпасы. Но все познается в динамике, только при организации полетов. Это мировая практика. Ошибки выявляются на практике. Все нюансы отработать в теории невозможно. Нужна интенсивная эксплуатация. Разовые полеты ничего не значат, — подметил Попов.

Что лучше: F-35 или Cу-57

Александр Артамонов считает сравнение несколько некорректным. Ведь F-35 появился намного раньше Су-57. Поэтому российский истребитель заведомо находится в выигрышном положении.

— У Су-57 лучшие РЛС, почти полный обзор смыкающихся передней и задней полусфер. У F-35 есть мертвые боковые зоны. У Су-57 более чувствительная система обнаружения цели и облучения. Он может сопровождать большее количество целей и засекать их на 100 км раньше, чем F-35. В ближнем бою у Су-57 лучшая маневренность, — пояснил эксперт.

Американский журнал The National Interest сравнивал два самолета и тоже отдал предпочтение российскому.

— Единственное превосходство F-35 — он более неуловимый за счет «стелс-технологий». Американские военные эксперты шутят, что F-35 должен быть более неуязвимым, чтобы его не заметил Су-57, который имеет превосходство в ближнем бою, — заключил Артамонов.

По подвеске и скорости две машины сопоставимы.

Заместитель главного редактора журнала «Авиапанорама» Владимир Попов обратил внимание на концепцию строительства этих истребителей. В российском приоритеты расставлены в следующем порядке: маневренность — боевое применение — малозаметность. У F-35 все наоборот: малозаметность — боевое применение — маневренность.

Читайте также: СМИ раскрыли кодовое обозначение НАТО для Су-57

Подкасты