Главное
Истории
Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Полет валькирий. Как женский авиационный полк вчерашних школьниц внушал ужас солдатам вермахта

Общество
Вице-президент Союза женщин летных специальностей «Авиатрисса» Галина Скробова-Кошкина (слева) прикрепляет памятную медаль Героя Советского Союза Валентины Гризодубовой летчице 46-го авиационного полка Галине Брок- Бельцовой
Вице-президент Союза женщин летных специальностей «Авиатрисса» Галина Скробова-Кошкина (слева) прикрепляет памятную медаль Героя Советского Союза Валентины Гризодубовой летчице 46-го авиационного полка Галине Брок- Бельцовой / Фото: Наталья Феоктистова / Вечерняя Москва

Летчице легендарного авиаполка «Ночные ведьмы» Галине Брок-Бельцовой вручили памятную медаль Валентины Гризодубовой. С ветераном встретился корреспондент «Вечерней Москвы».

Медаль Галине Павловне вручили на мероприятии в честь празднования годовщины контрнаступления Красной армии под Москвой. Награду прикрепили к лацкану яркокрасного пиджака. А на шее знаменитой летчицы красовалась цепочка с кулоном в виде самолета. Ветеран была в прекрасном расположении духа, даже незнакомых ей людей встречала как родных. Война не сломала ее. Наоборот, закалила.

Когда Гитлер напал на Советский Союз, Галине Павловне не было и 18. Но молодая девчонка не испугалась, рвалась на защиту своей страны с первого дня войны.

— Желающих было много, в военкомат шли классами, — рассказала Галина Брок-Бельцова. — Октябрь 1941 года, Москва, мы помогали строить баррикады, складывали мешки, старались помочь, как могли. Повсюду плакаты «Родина-мать зовет!», «Как ты помог фронту?». Это была мощная агитация. Наш 10 «Б» класс 3-й образцовой московской школы был везде, где требовалась помощь. А после очередной бомбежки мы направились в военкомат.

При десятиклассниках были только хорошая спортивная подготовка, интеллект и жажда дать отпор прорывающемуся врагу. Нытиков не было, уверяет Галина Павловна.

— Говорят, что мы были не готовы к наступлению врага. А как же пионерские лагеря, военные игры? Это все было до войны. И когда она наступила, мы лишь приняли решение идти защищать свою страну.

Галина Павловна и думать не могла, что она — обычная московская девчонка, станет летчицей полка, которого немцы будут бояться как огня. Решение о формировании подразделения из женщин-пилотов в октябре 1941 года принял лично Иосиф Сталин.

— Был советский авиационный плакат: «Комсомолец, на самолет!». А комсомольцы — мы все: и мальчишки, и девчонки. Это была одна война на всех. Первый вылет нам показался страшным. Непонятно, где мы, что вообще происходит. На карте лес, деревня, шоссейные дороги. Взлетели, и ничего этого нет. Сожжено, уничтожено. Как ориентироваться, не знаем. Но ребята в небе помогли, говорят: «Не робейте, девочки», — рассказывает ветеран.

Так Галина Павловна стала штурманом бомбардировщика 46-го авиационного полка (до 8 февраля 1943 года — 588-й ночной легкобомбардировочный авиаполк). В его составе были только девчонки от 17 до 22 лет. Про него даже шутка родилась — «Дунькин полк». Но если свои над этой хохмой смеялись, то враг от женщин-летчиц был в ужасе. В стане Гитлера даже придумали им устрашающее прозвище — Nachthexen. В переводе с немецкого это означает «Ночные ведьмы».

История прозвища проста: пилоты 46-го авиационного полка свои вылеты совершали только ночью. Летали на тихоходных По-2 (он же — У-2, известный в народе как «кукурузник»). Легкие бомбардировщики заходили на цели с установленными на малый газ двигателями или на сверхмалой высоте, благодаря чему до самого момента атаки оставались незаметными для средств вражеской противовоздушной обороны. Противник слышал только шелест воздуха под крыльями, похожий на звук метлы. На прозвище, данное немцами, не обижались. Наоборот, понимали, как сильно их опасаются.

По-2 нес две 100-килограммовые фугасные бомбы или четыре 50-килограммовки.

Есть легенда, что до августа 1943-го ночные летчицы даже не брали на боевой вылет парашюты, предпочитая вместо них дополнительно взять две 10-килограммовые осколочные бомбы. Безвозвратные боевые потери авиаполка составили 23 человека и 28 самолетов. Но девчонки не отступились.

— Мы смогли. И в конечном счете одержали победу, — с гордостью говорит прославленная летчица.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Нина Абрамова, председатель региональной общественной организации ветеранов государственных органов и учреждений социальной защиты населения города Москвы:

— События Великой Отечественной войны — в нашей голове, душе, памяти. Низкий поклон тем, кто с нами, и тем, кого уже нет. Великая, незабываемая память о тех, кто ушел из жизни, защищая нашу Родину. Эти летчицы совсем молодыми девчонками пошли воевать без всякого содрогания. Они садились за штурвал, понимая, что могут оттуда уже не вернуться. И многие погибли. Враг нанес тяжелый урон, но мы преодолели это нашими мужеством и любовью к своей Родине.

СПРАВКА

Формированием 46-го авиационного легкобомбардировочного полка занималась знаменитая советская летчица, Герой Советского Союза Марина Раскова. Командиром полка была капитан Евдокия Бершанская. Всего формирование совершило почти 24 тысячи вылетов, участвовало в таких сражениях, как Битва за Кавказ, освобождение Крыма, Белоруссии и Польши и битва в Германии. В воздухе женщины-летчицы находились около 29 тысяч часов.

Читайте также: Присягу на верность Отечеству принесли более 200 преображенцев в Музее Победы

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.