Дисциплина и творчество: как защитить ребенка от буллинга
В последние годы СМИ все чаще стали освещать проблему буллинга в школах. Этот термин означает агрессивное преследование одного из членов коллектива. Почему дети собираются в организованные группы и травят своих сверстников. Как вести себя родителям, чтобы избежать подобного отношения к своему ребенку? «Вечерняя Москва» задала эти вопросы преподавателю и психологу.
По мнению учителя русского языка Андрея Успенского, буллинг — это новое название старого явления, которое стало широко обсуждаемым благодаря появлению информационных технологий.
— На мой взгляд, нынешнее молодое поколение, напротив, стало добрее и отзывчивее. Среди детей много волонтеров и тех, кто готов тратить свое время на помощь другим. Исходя из личного опыта могу сказать, что дисциплина в школах только улучшилась благодаря более современному подходу к воспитанию и обучению.
— Какая причина агрессии в коллективе к конкретному ребенку является наиболее распространенной?
— Часто бывает, что мальчик или девочка как-то выделяются и ставят себя выше остальных. Случается и такое, что дети чувствуют слабость сверстника и начинают «отыгрываться» на нем, посмеиваясь и подшучивая. Безусловно, такое поведение может перерасти в агрессию. Важно вовремя выявить такие настроения среди учеников и направить свои действия на разрешение ситуации.
— Какие меры должен предпринять педагог при агрессии со стороны школьников по отношению к сверстникам?
— Постараться разобраться в проблеме в рамках учебного заведения. Дело в том, что порой родители проводят со своим чадо меньше времени, чем преподаватель. Никто, как он, не чувствует микроклимат в классе и личность каждого отдельного ребенка. Воздействовать на коллектив нужно комплексно, простое наказание обидчиков мало чем поможет. Один из способов повернуть ситуацию в позитивное русло — организовывать как можно больше творческих мероприятий, помогая психологически слабому ребенку выявить талант. Неоднократно убеждался в том, что, когда малыш раскрепощается и проявляет себя, к нему начинают тянуться сверстники и негатив сходит на нет.
Психолог Наталья Гришаева тоже считает, что буллинг существовал всегда. В качестве примера она привела советский фильм «Чучело» 1984 года.
— Такое кино снято, потому что и в те времена данная проблема была актуальна. Чаще всего дети ополчаются против своих ровесников, будучи подростками. Это такая особенность возраста, когда у ребенка появляется настолько много энергии, что ее требуется куда-то выплескивать. В наше время это явление начало принимать новые формы, например — травля в Сети. Однако суть осталась неизменной.
— Как предостеречь свое чадо от напряженных отношений в коллективе?
— В первую очередь нужно обратить внимание на репутацию школы. От образовательной организации в большей степени зависит то, как будут вести себя дети. В школе в первую очередь должна быть дисциплина. Помимо прочего, учителям необходимо регулярно проводить воспитательные беседы и заниматься коллективным воспитанием. Именно от благополучия учреждения зависят порядок и атмосфера, которые будут царить в межличностных отношениях детей.
— Как определить, что вашего ребенка обижают?
— Важно, чтобы родители были с ним в близких отношениях. В таком случае дети сами все рассказывают и не боятся реакции мамы и папы. Необходимо быть на стороне своего ребенка, чтобы он всегда чувствовал поддержку. Именно тогда он ощутит силу и защищенность. Если проблемы не решаются на мирном уровне, то нужно идти к директору, ведь учитель, который допустил буллинг в своем классе, вряд ли сможет повлиять на происходящее.
Читайте также: Столичные НКО проведут занятия по проблеме буллинга в школах