Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Сергей Собянин рассказал о программе профориентации молодежи

Общество
Сергей Собянин рассказал о программе профориентации молодежи
Фото: «Вечерняя Москва»

Мэр Москвы Сергей Собянин в эксклюзивном интервью «Вечерней Москве» рассказал о столичной программе профориентации молодежи.

— Сергей Семенович, в прошлом интервью вы рассказали об открытии детского технопарка «Менделеев» в Российском химико-технологическом университете. Тема вызвала много читательских откликов. Поэтому хотелось бы поговорить о том, насколько профориентация молодежи важна для современной школы?

— Есть люди, которые считают, что школа должна дать ребенку базовые знания по всем предметам. А профессиональный выбор он сделает позже — когда придет пора поступать в университет или колледж. Но как молодой человек сможет сделать правильный выбор, если в лучшем случае он прочитал пару книжек, посмотрел фильмы, походил на подготовительные курсы или в какой-нибудь кружок? А чем реально ему предстоит заниматься на будущей работе, он и понятия не имеет. Отсюда — огромное количество выпускников вузов, которые ни дня не работают по специальности.

И очень часто это трагедия для людей, которые впустую потратили лучшие годы, а теперь не могут найти свое место в жизни. Чтобы этого не происходило, школы просто обязаны заниматься профессиональной ориентацией учеников. Формы могут быть разные, но цель одна: познакомить ребят с миром современных профессий, помочь понять, к чему лежит душа. И, разумеется, дать первые профессиональные знания, которые помогут успешно учиться в вузе или колледже. Все это — не какая-то особенность Москвы. Ровно такая же задача стоит перед любой школой, и не только в России, но и во всем мире.

— С чего начинается профориентация школьников?

— С качественного обучения в рамках школьной программы. Невозможно говорить о профильной подготовке будущих врачей, если в школе плохо учат химии или биологии. Для будущих инженеров принципиально важна математика, физика, информатика. И для всех — русский и иностранный языки. Любая профессиональная подготовка должна опираться на этот фундамент.

— А как заинтересовать ребят заниматься чем-то сверх школьной программы?

— Никакой принудиловки в этой сфере быть не должно. Никто не заставляет ребят чему-то учиться сверх обязательной программы. Нет желания — не учись. Но можно предоставить максимально широкий выбор вариантов получения дополнительных знаний. И тогда каждый сможет найти себе что-нибудь по душе.

— Профориентация начинается в старших классах?

— В действительности она начинается еще в детском саду. В Москве как грибы после дождя растут детские кружки программирования, робототехники, актерского мастерства и даже целые «города профессий» вроде «Кидзании», «Мастерславля» или «Кидбурга». Сначала ребята играют, а потом вдруг оказывается, что в семь лет они вполне профессионально могут собрать и запрограммировать робота или сыграть спектакль. Мы тоже решили не отставать. Вот уже несколько лет проводим Московский чемпионат профессионального мастерства KidSkills. Детишки в возрасте шести-девяти лет соревнуются по десяти различным профессиям — от кулинарного дела до графического дизайна. В последнем чемпионате в 2019 году приняли участие более 5 тысяч ребятишек.

— Что предлагает город ребятам постарше?

— Несколько лет назад мы освободили от учебы субботу. Все школы города перешли на пятидневку. Благодаря этому решению родился проект «Университетские субботы» — 60 столичных вузов предлагают школьникам посещать открытые лекции и семинары. Еще мы предлагаем школьникам детские технопарки, которые дают знания и навыки, далеко выходящие за пределы школьной программы. И это в дополнение к традиционным спортивным, музыкальным, художественным школам и домам детского творчества, которые сегодня пользуются огромной популярностью у ребят.

— А в стенах школы?

— В 300 школах мы открыли инженерные, медицинские, академические, кадетские и IT-классы, в которых обучаются свыше 35 тысяч старшеклассников. В ходе обучения ребята получают углубленные теоретические знания и практические навыки по выбранной специальности. Школы с предпрофессиональными классами оснащены современным профильным учебным и лабораторным оборудованием. Занятия проводят не только учителя, но и университетские преподаватели и специалисты-практики. Будущие инженеры занимаются в вузовских лабораториях и технопарках. Будущие медики посещают больницы и так далее. В общей сложности в этом проекте участвуют 47 вузов и 26 научных организаций.

— Допустим, ребенок окончил инженерный класс. Как это поможет ему поступить в технический вуз?

— По окончании обучения в инженерном классе он сдаст профессиональный экзамен. И в случае удачи многие профильные вузы дадут ему дополнительные баллы к ЕГЭ. Неслучайно за последние годы значительно выросло число москвичей-первокурсников, зачисленных на бюджетные места ведущих вузов столицы. Например, в МФТИ их доля увеличилась с 13 до 30 процентов, МИИТе — с 13 до 28 процентов, Сеченовском медицинском университете — с 17 до 44 процентов, Высшей школе экономики — с 17 до 45 процентов.

— Триста школ — это примерно половина учебных заведений Москвы. А остальные триста?

— Мы не форсируем этот проект. Ни нам, ни ребятам не нужны профанации. Поэтому открытию предпрофессиональных классов предшествует огромная подготовительная работа. Но я думаю, что в течение нескольких лет они появятся в каждой школе. Или почти в каждой.

— Инженерные, медицинские, кадетские классы — это прекрасно, но мир современных профессий гораздо более пестрый и разнообразный. Сложно представить, что в школах появятся десятки разных предпрофессиональных классов.

— Разумеется, нет. Но для ребят, которые настроены на целевую подготовку к поступлению в определенный вуз, мы предлагаем еще два проекта. Во-первых, предуниверсарии. При поддержке правительства Москвы 15 московских вузов открыли в своих стенах школы для ребят начиная с восьмого класса. Еще оставаясь школьниками, ребята погружаются в университетскую атмосферу с ее лекциями, семинарами, обменом научными и творческими идеями и огромными возможностями для самостоятельной работы.

И во-вторых, мы начинаем создавать школы старшеклассников — выделяем отдельные корпуса в школах, делаем в них ремонт, закупаем оборудование и полностью отдаем в распоряжение старших классов. В школах старшеклассников ребята смогут углубленно изучать интересующие их предметы и целенаправленно готовиться к поступлению в вуз своей мечты.

Пока в городе работают всего три школы старшеклассников. В этом году планируем создать еще порядка 30 школ. А через несколько лет придем к тому, что в каждом районе будет хотя бы одна школа старшеклассников.

— А как обстоят дела с получением рабочих профессий? Помнится, лет тридцать назад ученики девятых-десятых классов в обязательном порядке посещали учебно-производственные комплексы (УПК), и вместе с аттестатом зрелости им выдавали свидетельства о получении профессии токаря или продавца.

— Мы против обязаловки, ничего, кроме скуки и профанации, она не дает. Поэтому сделали по-другому — разрешили колледжам набирать школьников на программы профессиональной подготовки. Все желающие ребята могут записаться в колледж и получить профессию, занимаясь по вечерам без отрыва от основной учебы.

— Это бесплатно и востребовано?

— Для школьников — бесплатно, за них платит бюджет. Мотивация у ребят разная. Кто-то идет в колледжи для того, чтобы сразу после школы начать самостоятельную трудовую жизнь. Но гораздо чаще школьники рассматривают получение профессии как первую ступеньку на пути к высшему образованию. Будущие врачи выбирают специальности вроде младшей медицинской сестры. Будущим инженерам интересны специальности автослесаря или электромонтера. С 2016 года более 60 тысяч ребят завершили учебу и получили свидетельства о присвоении квалификации. В этом учебном году обучаются свыше 48 тысяч школьников.

Вообще сегодня весь город постепенно превращается в большую школу, которая помогает ребятам раскрыть свои таланты и выбрать профессию, в которой они добьются наибольших успехов.

СПРАВКА «ВМ»

В московских колледжах уже четыре года действует проект «Профессиональное обучение без границ», разработанный департаментом образования и науки Москвы. В его рамках школьники девятых-одиннадцатых классов могут пройти обучение на базе колледжа параллельно с учебой в школе и получить свидетельство о профессии. Проект финансируется из бюджета столицы.

Читайте также: Сергей Собянин рассказал о помощи женщинам с детьми в Москве

Лицейские «классы физтеха» откроют в школе №2107 Мещанского района

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.