Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

«Болеть было некогда»: ветеран рассказал, как спасался от фашистов подо льдом

Сюжет: 

75-летие Великой Победы
Общество
«Болеть было некогда»: ветеран рассказал, как спасался от фашистов подо льдом
Участник Великой Отечественной войны Николай Козлов / Фото: Наталия Нечаева / Вечерняя Москва

От Сталинграда до Берлина прошел войну Николай Козлов, кавалер восьми боевых орденов, инженер-полковник в отставке, кандидат технических наук. 13 марта ему исполнится 97 лет.

В 1940 году учащегося третьего курса педагогического техникума Колю Козлова вызвали в военкомат и предписали поступать в авиационное училище. Тогда шел набор так называемых сталинских соколов. 22 июня 1941 года, в день начала войны, курсант Козлов уже рассекал небо над учебным полигоном в Красноярском крае. А в марте следующего года его направили в восьмую воздушную армию, базировавшуюся под Сталинградом.

— Я попал штурманом в разведэскадрилью на прекрасную по тем временам машину Пе-2, «Пешку», как ласково называли ее летчики, — вспоминает Николай Петрович. — Мы ходили одним экипажем в тыл врага без сопровождения. Перед нами стояла задача — обнаружить танки, укрепительные сооружения, артиллерию и живые силы противника.

Спрятаться в небе разведчикам было негде. И мотор заглушать — даже ради маскировки — не получалось. Тяжелый самолет, пикирующий бомбардировщик, мог запросто упасть. А полеты проходили на высоте каких-то 800 метров. Поэтому, пересекая линию фронта, «Пешка» попадала под жесточайший артиллерийский огонь.

— Интересующие нас цели прикрывало немало зенитных установок. И, невзирая на это, нам нельзя было менять ни курс, ни скорость, ни высоту — ради получения качественных снимков изучаемой нами территории, — поясняет Козлов.

Семь дней подряд наведывался в гости к немцам экипаж боевой «Пешки» Козлова.

— 9 октября мы обнаружили замаскированные под деревьями части танковой армии генерал-полковника Германа Гота. Но снимки получились нечеткими. Пришлось возвращаться. Только отсняли пленку, как налетели «желтолобые» — так мы мессершмитты называли, — рассказывает ветеран.

В том неравном бою экипаж Пе-2 держался до последнего. Когда погиб стрелок-радист Бузаев, немецкий летчик сумел поджечь правый мотор «Пешки».

— Благодаря мастерству пилота Жоры Островерженко наш горящий самолет дотянул-таки до берега Волги. Мы сели, ткнувшись носом в песок, чудом избежали взрыва и спасли фотопленку, — вспоминает герой.

Потеряв свою «Пешку», летчикам пришлось перебраться в резерв воздушной армии: самолетов в то время было еще слишком мало.

«Болеть было некогда»: ветеран рассказал, как спасался от фашистов подо льдом Участник Великой Отечественной войны Николай Козлов и сегодня — бравый наездник / Фото: Наталия Нечаева / Вечерняя Москва

— Под Сталинградом шли тяжелые бои. Из нашего резерва сформировали две роты для пополнения пехотных частей. Первая рота во время переправы через Волгу практически вся погибла под артиллерийским огнем немцев. Вторую — мою — на верную смерть начальство посылать не стало, — рассказывает Козлов.

Еще один эпизод военных лет заслуженный ветеран помнит очень хорошо. Не дождавшись нового самолета, Николай переучился на артиллериста. Дело было под Познанью, в польском селе Вольштын, которое советский эскадрон 56-го гвардейского полка освободил от немцев почти без сопротивления.

— В центре села сохранился спиртовой завод. Бойцы удержаться от такого соблазна не смогли, — признается собеседник.

Не рассчитавшие свои силы красноармейцы погрузились в глубокий сон, за что и поплатились. В Вольштын вернулась целая колонна нацистов.

— Я открыл глаза, когда немцы были уже в поселке, перед окном моей временной квартиры, — рассказывает Николай Петрович.

Началась беспорядочная стрельба. Кто-то пытался бежать, но тут же погибал. Для командира взвода Козлова главным в тот момент было избежать потери орудий. Иначе ему грозил бы трибунал. Когда пушки уже были вне зоны досягаемости немцев, Николай понял, что попал в окружение.

— Я оказался на льду небольшого озера за селом. Немцы меня видели как на ладони и кричали уже: «Рус, сдавайся!» Выходов у меня было два — или стреляться, или провалиться под лед и утонуть, — вспоминает Козлов.

Он бросил на лед. Вначале тот только крошился под ногами. А потом...

— Я провалился под лед целиком. Работая руками и ногами, я умудрился плыть подо льдом довольно долго. Потом пробил над собой отверстие и выбрался на берег. Я еще в школе учился ориентированию, поэтому вскоре вышел на своих, — улыбается ветеран.

Рассматривая старые черно-белые фото, я подмечаю какую-то бесстрашную дерзость в глазах нашего героя.

— Как же вы не заболели тогда? — удивляюсь я.

— На войне бояться и болеть некогда, — отвечает Козлов.

Читайте также: Спасала раненых под огнем фашистов: «Урок мужества» прошел в Москве для студентов и кадетов

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.