Поэт Александр Шаганов: Москва — мой соавтор
Поэт Александр Шаганов, автор текстов многих популярных песен, в том числе знаменитой группы «Любэ», отметил свое 55-летие. «Вечерка» поговорила с ним о поэзии, музыке и футболе.
— Вы часто цитируете слова Андрея Вознесенского: «Стихи не пишутся, а случаются». А чего у вас случилось больше за эти годы — «чистых» стихов или песенной поэзии?
— Думаю, все-таки песен. Когда я начинал свой литературный труд, мне хотелось писать песни. Это мое призвание. Тем более что в нашей культуре есть высочайшие образцы именно песенной поэзии. Это Алексей Фатьянов, Михаил Исаковский, Василий Лебедев-Кумач. Из тех людей, с кем я был знаком, могу назвать Леонида Дербенева, Михаила Танича и Игоря Шаферана. Вот от них, будучи молодым, я, можно сказать, получил благословение на творчество — они очень хорошо ко мне отнеслись. А еще многие книжные поэты мечтают написать песню. Но не у всех получается. Для этого тоже нужно обладать определенным даром. У нас ведь очень песенная страна. И каждый в нашей стране может подпеть одну или две песни, написанные на мои стихи. Поэтому писать для песенного народа песни, которые они будут считать своими, — большое счастье.
— Вы лет десять назад хотели написать детскую песню — для дочери. Свершилось?
— Увы, нет, детской песни не получилось. Вот у моего товарища, Петра Синявского, с которым мы дружим и написали вместе несколько песен, это получается безупречно. А у меня такого дарования не случилось. Писать для совсем крошечных — это очень сложно. А у подростков и юношества свои образы и ориентиры. И подстраиваться под них мне бы не хотелось. Мое поколение очень любит музыку. У нас не было такого разнообразия, как сейчас — компьютеры, телевизоры, интернет. Поэтому музыка была нашей отдушиной. Ради новой записи мы готовы были ехать на другой конец Москвы, чтобы взять ее, переписать и на следующий день отвезти обратно. Мы тратили уйму времени, чтобы достать полюбившиеся пластинки, бобины, кассеты… Сейчас же, чтобы удовлетворить спрос, достаточно одной секунды, одного клика на компьютере. И так же, одним кликом, ты стираешь то, что тебе не понравилось. А мы вынуждены были на это тратить время. Поэтому мы музыку не просто слушали, а изучали. Вот так наше поколение любило музыку и, надеюсь, любит до сих пор.
— Вы является председателем жюри конкурса «Поэзия Победы», который организован при московском Музее Победы на Поклонной горе. Какова ваша оценка творчества молодых дарований как автора таких хитов, как «Там за туманами», «Комбат», «Давай за…» и многих других?
— Сейчас, в преддверии Дня Победы, будет дан старт уже третьему конкурсу. Я читаю строки молодых ребят на эту высокую тему и сразу вижу, когда стихи написаны по запросу, а когда это выстраданные размышления. Это можно понять, литературный человек всегда грешил тем, что писал на потребу дня. Но могу сказать, что поверхностность строчек ощущается сразу. Хотя встречаются и прекрасные образцы, в которых можно увидеть переосмысление событий. Я всегда говорю молодым поэтам, которые ступают на эту стезю: надо от лица своего поколения найти какие-то точные слова, которые будут продолжением великих литературных произведений, посвященных войне. То есть молодым поэтам нужно найти свою дорогу, которая бы продлила уже существующую.
— Вы фанат «Торпедо». Две недели назад братьям Савичевым исполнилось, как и вам, 55 лет. Поздравили их?
— Один из них был в Германии, другой на сборах. Поэтому не удалось. Мы хоть и не приятели, но я знаю Савичевых еще с подросткового возраста. Они в юношестве защищали футбольные цвета клуба «Союз», а я играл за клуб «Москвич». А поскольку все мы одного года рождения, то на поле встречались не единожды. Прекрасно их помню — неразличимые были совершенно, не поймешь, кто из них Юра, а кто Коля. Их поклонником, кстати, был актер Анатолий Папанов — часто приходил на матчи поболеть. А что касается моего любимого «Торпедо» — на матчи хожу с удовольствием. И клуб настолько любезен, что снабжает меня пригласительными. Люблю общаться с другими болельщиками. Футбол составляет часть моей жизни. У человека, кроме семьи и работы, еще должно быть какое-то хобби, увлечение, которое бы украшало его жизнь. Так пусть в моей жизни будет еще немного футбола. Он возвращает меня в юность, в то прекрасное безбашенное время, когда волосы развивались на ветру и не было еще проплешин и «гнезда» на темечке.
— Вроде вы собирались написать гимн «Торпедо»...
— А я это сделал. Правда, гимном бы это я не стал называть, но песню написал. Такая своеобразная ода футбольному клубу, признание любви к команде. Там строчки такие: «Играй, «Торпедо», за тобой Москварека, цвет «Торпедо», цвет «Торпедо» — черно-белый на века…» Она звучит на стадионе во время игры команды.
— В ваших песнях московская тема звучит довольно часто.
— Москва — мой соавтор, я счастлив, что родился в Первопрестольной. Даже свою первую книгу прозы назвал «Я Шаганов по Москве». Очень люблю бродить по городу. А еще люблю москвоведческую литературу. Когда узнаешь какие-то новые факты о городе, это согревает душу. Вот недавно, например, узнал, что ставка наполеоновского маршала Марата находилась на Таганке, даже здание сохранилось. Москва — это живая история. А еще я замечаю, как Москва расширяется. Проезжаешь мимо новостроек и думаешь: кто-то их ругает, а все равно в них какой-то московский дух есть. Новые районы — они энергетически другие, помоложе. И в этих новостройках более молодое поколение живет, более энергичное. Дай им бог, чтобы они пригодились Москве, а Москва — им. В общем, люблю я столицу!
— Как так получилось, что человек, неоднократно признававшийся в том, что у него врожденная застенчивость, вдруг взял в руки гитару, вышел на сцену и теперь дает концерты? Ведь у вас даже своя группа есть — «Атас».
— Я думаю, что человеку какие-то комплексы даются не зря. Ему нужно быть благодарным за то, что они есть, потому что, преодолевая их, человек становится личностью. Поэтому свое врожденное смущение надо перебороть. В моем случае — порепетировать перед зеркалом и не бояться излагать свои мысли.
— Какие новые песни ждать от вас в ближайшее время?
— Я сейчас сделал запись как исполнитель. Написал очень хорошую песню «Русский вечер». Музыку сочинил Игорь Крутой. Надеюсь, что она в этом году прозвучит и у нее будет удачная судьба, она пригодится людям.
— У вас день рождения — в канун 8 Марта...
— О да! Этот день, нам мужчинам, нужно пережить (смеется). А если серьезно, то, наверное, весна по-настоящему наступает именно после этого праздника, который когда-то имел политическую окраску, но от нашей русской душевности стал праздником воспевания женской красоты, признания в любви нашим женщинам. В общем, что бы мы, парни, ни делали, все ради них! Поздравить женскую половину читателей «Вечерки» с Международным женским днем 8 Марта Александр Шаганов решил своим стихотворением «Я люблю». На эти стихи Игорь Матвиенко написал музыку, а исполняют песню группа «Иванушки International».
Я люблю на рассвете, под пение птиц
Просыпаться и долго смотреть на зарю,
Целовать тебя нежно, касаясь ресниц,
Я люблю, я люблю, я люблю…
Я люблю синий вечер, его миражи,
Неба синего звезды, ночную росу
И дорогу к тебе в полуночной тиши —
Я люблю, я люблю, я люблю…
Я люблю соловьиную нежную трель,
И улыбку ребенка, что в сердце храню,
Каждый год наступает проказник-апрель,
Я люблю, я люблю, я люблю…
Каждый пройденный путь, каждый прожитый день,
Для тебя я по свету скитаюсь, пою,
Ты же знаешь, тебя у меня нет родней,
Я люблю, я люблю, я люблю…
ДОСЬЕ
Александр Шаганов родился в Москве 4 марта 1965 года. Окончил Московский электротехнический институт связи, но по профессии работал недолго — стал сочинять тесты для песен. Он автор текстов практически всего репертуара группы «Любэ», долгое время сотрудничал с Евгением Белоусовым (песня «Девчонка-девчоночка»), Дмитрием Маликовым («До завтра»), «Иванушками International» («Тучи»). Песни на его стихи исполняют Катя Лель, Данко, Анита Цой. Песни Шаганова включены также в антологии Аллы Пугачевой, Софии Ротару и Людмилы Зыкиной.
Читайте также: Поэт Андрей Усачев: Метро — очень вдохновляющее пространство